Технологический переворот последней трети XIX в. - вторая промышленная революции и ее социально-экономические последствия
Страница 2

Материалы » Технологический переворот последней трети XIX в. - вторая промышленная революции и ее социально-экономические последствия

Преобразования в энергетике были тесно связаны с изменениями в топливной отрасли. В середине XIX в. в США (в Пенсильвании) были обнаружены месторождения нефти, что положило начало развитию нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в западных странах. Подобные изменения вызвали заметный прогресс в добывающей промышленности: нефть начала постепенно заменять твердое топливо — каменный уголь. Уже в последней трети XIX в. добыча нефти получила большой размах: за это время она увеличилась в 25 раз. С 1870-х гг. в развитых странах стал широко использоваться газ, в том числе и в быту для освещения и отопления квартир. Вместе с тем в рассматриваемый период наблюдался и подъем угледобывающего производства. Каменный уголь широко использовался не только в качестве топлива, но и как сырье для металлургической промышленности и бытовых нужд населения, особенно в городах. На протяжении всего столетия крупнейшим европейским производителем каменного угля была Великобритания. Накануне Первой мировой войны по этому показателю ее догоняла Германия.

Создание новой топливно-энергетической базы промышленности дало толчок радикальным техническим и технологическим изменениям. В последней трети XIX в. наблюдался бурный подъем металлургической промышленности. Широкое внедрение бессемеровского и мартеновского способов производства стали вызвали здесь настоящий переворот. Вскоре последовало новое изобретение в этой отрасли — в 1878 г. английский металлург С. Томас разработал экономичный способ получения стали в конвертере (назван томасовским процессом), а в конце XIX в. внедрена электроплавка. Отмеченные открытия вывели сталелитейное производство на ведущее место в металлургии: если суммарный ежегодный выпуск чугуна в Великобритании, Франции, Германии и США, за 1870—1900 гг. вырос в 3 раза, то выплавка стали почти в 20 раз. На рубеже веков были разработаны промышленные способы получения алюминия, а в начале XX в. был изобретен дюралюминий — металл для будущей авиации. Особое значение получила цветная металлургия, что привело к повышению ценности различных видов сырья и расширению его ассортимента. Изобретения в металлургии содействовали быстрому внедрению новейших моделей станков. Это создавало основу для перехода к широкой стандартизации промышленной продукции.

В конце XIX — начале XX в. революционные изменения коснулись химической промышленности, прежде всего, началось производство искусственных материалов: искусственного волокна, синтетического каучука, пластмасс, синтетических красителей. Быстрыми темпами развивалось производство химических удобрений и лекарственных препаратов. Возникли фармацевтическая промышленность и нефтехимия. Теперь химическая промышленность заняла одно из лидирующих мест в экономике стран Запада.

Стремительно развивалась сфера транспорта. Как уже отмечалось, изобретение Фултона положило начало бурному расцвету морского и речного парового судоходства. В середине столетия корпуса крупных судов строились уже только из металла. С 1870-х гг. началось вытеснение парусников стальными пароходами с винтовым двигателем. Лидером в этом направлении оставалась Великобритания. Тоннаж английского флота за 1890—1914 гг. почти удвоился. Крупнейшими пароходами были английские суда «Аквитания» (водоизмещение — 45 000 т), «Олимпик» (водоизмещение — 60 000 т), немецкие — «Бисмарк» (водоизмещение — 64 000 т), «Фатерланд» (водоизмещение — 66 000 т). В 1880-х гг. появились суда-рефрижераторы, доставлявшие продукты на дальние расстояния. В конце XIX в. паровые суда пересекали Атлантический океан не более чем за одну неделю. К этому времени стоимость фрахта снизилась почти в 4 раза и морские перевозки стали дешевле. Однако паровое судоходство еще оставалось более дорогостоящим видом транспорта, чем парусное, поэтому в 1890 г. на долю последнего приходилось 87 % тоннажа всех морских судов в мире.

С середины XIX в. особый размах получило железнодорожное строительство. За 1870—1913 гг. мировая протяженность железнодорожных путей увеличилась в 5,5 раз, что существенно раздвинуло рамки международных связей, удешевило и повысило мобильность населения, экономики и торговли. В последней трети XIX в. развернулось строительство трансконтинентальных магистралей: с 1883 г. между Парижем и Стамбулом начал курсировать пассажирский поезд «Восточный экспресс», в конце XIX в. в США действовало уже 4 железнодорожных линии, соединявших западное и восточное побережье. В этот период железнодорожный транспорт получил развитие в городах и значительно усовершенствовался: чугунные рельсы заменялись стальными, происходил переход на электрическую тягу. В 1863 г. в Лондоне была построена первая в мире линия метрополитена (3,6 км) на паровой тяге, а в 1890 г. — на электрической. В 1879 г. Э. Сименс создал первую в мире опытную электрическую городскую железную дорогу, а в 1881 г. в Германии был пущен первый электрический трамвай. В 1890-х гг. в США и в странах Европы появились первые пригородные электрички. Железные дороги окончательно устранили относительную обособленность региональных рынков, которая была присуща доиндустриальной экономике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Политическая организация.
Деятельность партии социал-революционеров в Тамбовской губернии имеет давнюю традицию. Здесь работали такие видные представители правых эсеров как В.М. Чернов и С.Н. Слетов, именно В Тамбовской губернии началась политическая карьера М.А. Спиридоновой[126]. В ...

 Поход против племени Солонгов
В 1192 г. Чингис-хан пошел против племени солонгов (корейцев), где он пробыл три года; за это время не унимались покоренные и удерживаемые в повиновении властной рукой племена.[8] По возвращении из этого похода Чингисхан с его братьями однажды был приглашен ...

Буржуазные реформы 60-х–70-х годов. Реформы в области местного управления
К марту 1863 г. проект "Положения о губернских и уездных земских учреждениях" был подготовлен. После обсуждения его в Государственном совете он был утвержден 1 января 1864 г. Александром II и получил силу закона. По этому закону создаваемые земские ...