Технологический переворот последней трети XIX в. - вторая промышленная революции и ее социально-экономические последствияСтраница 3
Очередную революцию на транспорте вызвало появление автомобиля. Ключевым изобретением здесь был двигатель внутреннего сгорания. Его первый вариант был создан в 1860 г. французским механиком Э. Ленуаром. Затем в 1876 г. немецкий изобретатель Н. Отто построил более совершенный газовый двигатель внутреннего сгорания. По сравнению с паромашинной установкой новый двигатель был более прост, компактен, экономичен и работал с использованием нефти и газа. В 1897 г. немецкий изобретатель Р. Дизель создал подобный двигатель, работающий на нефтяном топливе, но более экономичный с замедленным горением (дизельный). В дальнейшем двигатель Дизеля получил особенно широкое применение, им оснащали все виды транспорта, в том числе корабли, грузовики, локомотивы. Так, в 1903 г. в России был создан первый теплоход — танкер «Вандал», оснащенный дизельным двигателем.
Изобретение двигателя внутреннего сгорания положило начало развитию автомобилестроения. Первый автомобиль современного типа «Даймлер» был создан в Германии в 1886 г. Заслуга этого изобретения принадлежит немецким инженерам Г. Даймлеру и К. Бенцу. В 1890-х гг. появились первые автомобили во Франции. В 1892 г. известный американский изобретатель и предприниматель Г. Форд построил свой первый автомобиль. Уже в начале XX в. он развернул промышленное производство автомобилей, а к 1908 г. создал модель «Т» стоимостью в 850 долларов, рассчитанную на массовый сбыт. В 1913 г. в США было зарегистрировано свыше 1 миллиона автомобилей. Новое изобретение сразу же вызвало столь большой интерес, что уже в 1894 г. прошли первые в мире автогонки по трассе Париж — Руан. В начале XX в. автомобилестроение стало одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей.
Дальнейшее развитие двигателей внутреннего сгорания привело к появлению другой новой отрасли на транспорте — авиастроению. Начало его созданию было положено в США: в 1903 г. братья О. и У. Райт совершили первый полет на построенном ими планере, оснащенном бензиновым двигателем (находился в воздухе 12 секунд). Американский опыт положил начало освоению этой отрасли во всех странах. В 1909 г. во Франции (в г. Кале) изобретатель Л. Блерио осуществил первый полет на своем моноплане.
Вторая промышленная революция заметно отразилась и на военном производстве, превратив его в крупную отрасль промышленности. Развитию военной сферы в немалой степени способствовало обострение в конце XIX — начале XX в. международной обстановки, а затем — развязывание Первой мировой войны. В рассматриваемое время появились новые виды военной техники. С появлением первых самолетов началось создание военной авиации: на основе моноплана Л. Блерио были сформированы первые французские военно-воздушные части. Уже в октябре 1914 г. произошел первый воздушный бой между французским и немецким самолетами. В 1915 г. было положено начало созданию бронетехники: появились первые (английские) танки, впервые примененные в 1916 г. (битва на реке Сомме). В эти годы заметно возросла мощность военно-морского флота. Великобритания создала новые типы военных судов: линкоры — дредноуты «неустрашимые» и подводные лодки. На основе новейших достижений химической промышленности было создано оружие массового уничтожения. Один из его видов — отравляющий газ хлор — был впервые применен в 1915 г. в битве на реке Ипр и получил название «иприт».
Вторая промышленная революция в меньшей степени, чем промышленность, затронула аграрную сферу. Однако и здесь произошли важные перемены. Прежде всего, развивалась механизация сельскохозяйственного производства. В это время более широко стали распространяться разные земледельческие машины (сеялки, жнейки, молотилки и др.). В США был создан и в 1890 г. начал применяться первый трактор. Использование техники существенно повысило производительность сельскохозяйственного труда, высвободило в деревне большое число рабочей силы. Это повлекло массовый отток населения в города, новый виток урбанизации. В последней трети XIX в. ведущие страны Европы поразил затяжной аграрный кризис, вызванный притоком дешевой сельскохозяйственной продукции из Америки и Австралии. В значительной степени этому способствовало развитие транспортной системы. В результате большинство европейских крестьян разорялось.
Ход революции 1905-1907 г.
9 января 1905 года началась революция и по своему развитию прошла восходящую - по декабрь 1905 г. включительно - и нисходящую - до Третьеиюньского 1907 г. переворота - стадии. Основными событиями революции стали: расстрел 9 января 1905 г., Иваново-Вознесенск ...
Военные преступления. Формула обвинения
Все обвиняемые совершили военные преступления между 1 сентября 1939 года и 8 мая 1945 года и в Германии во всех странах и областях, которые были оккупированы германскими вооруженными силами с 1 сентября 1939 года, а также в Австрии, Чехословакии, Италии и в ...
Трансформация военного искусства в англо–шотландских войнах
Шотландские походы Эдуарда III, хронологически предшествовавшие Столетней войне, представляются достаточно интересным событием, требующим пристального изучения. Фруассар и Ле–Бель – описали обе шотландских войны достаточно подробно. Здесь в тяжелых природно ...