Технологический переворот последней трети XIX в. - вторая промышленная революции и ее социально-экономические последствия
Страница 3

Материалы » Технологический переворот последней трети XIX в. - вторая промышленная революции и ее социально-экономические последствия

Очередную революцию на транспорте вызвало появление автомобиля. Ключевым изобретением здесь был двигатель внутреннего сгорания. Его первый вариант был создан в 1860 г. французским механиком Э. Ленуаром. Затем в 1876 г. немецкий изобретатель Н. Отто построил более совершенный газовый двигатель внутреннего сгорания. По сравнению с паромашинной установкой новый двигатель был более прост, компактен, экономичен и работал с использованием нефти и газа. В 1897 г. немецкий изобретатель Р. Дизель создал подобный двигатель, работающий на нефтяном топливе, но более экономичный с замедленным горением (дизельный). В дальнейшем двигатель Дизеля получил особенно широкое применение, им оснащали все виды транспорта, в том числе корабли, грузовики, локомотивы. Так, в 1903 г. в России был создан первый теплоход — танкер «Вандал», оснащенный дизельным двигателем.

Изобретение двигателя внутреннего сгорания положило начало развитию автомобилестроения. Первый автомобиль современного типа «Даймлер» был создан в Германии в 1886 г. Заслуга этого изобретения принадлежит немецким инженерам Г. Даймлеру и К. Бенцу. В 1890-х гг. появились первые автомобили во Франции. В 1892 г. известный американский изобретатель и предприниматель Г. Форд построил свой первый автомобиль. Уже в начале XX в. он развернул промышленное производство автомобилей, а к 1908 г. создал модель «Т» стоимостью в 850 долларов, рассчитанную на массовый сбыт. В 1913 г. в США было зарегистрировано свыше 1 миллиона автомобилей. Новое изобретение сразу же вызвало столь большой интерес, что уже в 1894 г. прошли первые в мире автогонки по трассе Париж — Руан. В начале XX в. автомобилестроение стало одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей.

Дальнейшее развитие двигателей внутреннего сгорания привело к появлению другой новой отрасли на транспорте — авиастроению. Начало его созданию было положено в США: в 1903 г. братья О. и У. Райт совершили первый полет на построенном ими планере, оснащенном бензиновым двигателем (находился в воздухе 12 секунд). Американский опыт положил начало освоению этой отрасли во всех странах. В 1909 г. во Франции (в г. Кале) изобретатель Л. Блерио осуществил первый полет на своем моноплане.

Вторая промышленная революция заметно отразилась и на военном производстве, превратив его в крупную отрасль промышленности. Развитию военной сферы в немалой степени способствовало обострение в конце XIX — начале XX в. международной обстановки, а затем — развязывание Первой мировой войны. В рассматриваемое время появились новые виды военной техники. С появлением первых самолетов началось создание военной авиации: на основе моноплана Л. Блерио были сформированы первые французские военно-воздушные части. Уже в октябре 1914 г. произошел первый воздушный бой между французским и немецким самолетами. В 1915 г. было положено начало созданию бронетехники: появились первые (английские) танки, впервые примененные в 1916 г. (битва на реке Сомме). В эти годы заметно возросла мощность военно-морского флота. Великобритания создала новые типы военных судов: линкоры — дредноуты «неустрашимые» и подводные лодки. На основе новейших достижений химической промышленности было создано оружие массового уничтожения. Один из его видов — отравляющий газ хлор — был впервые применен в 1915 г. в битве на реке Ипр и получил название «иприт».

Вторая промышленная революция в меньшей степени, чем промышленность, затронула аграрную сферу. Однако и здесь произошли важные перемены. Прежде всего, развивалась механизация сельскохозяйственного производства. В это время более широко стали распространяться разные земледельческие машины (сеялки, жнейки, молотилки и др.). В США был создан и в 1890 г. начал применяться первый трактор. Использование техники существенно повысило производительность сельскохозяйственного труда, высвободило в деревне большое число рабочей силы. Это повлекло массовый отток населения в города, новый виток урбанизации. В последней трети XIX в. ведущие страны Европы поразил затяжной аграрный кризис, вызванный притоком дешевой сельскохозяйственной продукции из Америки и Австралии. В значительной степени этому способствовало развитие транспортной системы. В результате большинство европейских крестьян разорялось.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Социально-экономическое развитие.
Территория Московского государства к концу 10-х годов XVI в. составляла около 2,8 млн. км, население —6,5 млн. человек. Плотность населения в среднем 2,3 человека на 1 кв. км, что, конечно, не стимулировало ускоренного развития земледелия. На Руси XVI в. ост ...

Государственный герб РСФСР 1918-1993 гг.
Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был зам ...

Аграрная политика в деревне в 1920-е годы. Новая экономическая политика в деревне в 20-е годы XX века
К 1921 Россия буквально лежала в руинах. От бывшей Российской империи отошли территории Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западной Белоруссии, Западной Украины, Карской области Армении и Бессарабии. По подсчётам специалистов, численность населения н ...