Технологический переворот последней трети XIX в. - вторая промышленная революции и ее социально-экономические последствия
Страница 3

Материалы » Технологический переворот последней трети XIX в. - вторая промышленная революции и ее социально-экономические последствия

Очередную революцию на транспорте вызвало появление автомобиля. Ключевым изобретением здесь был двигатель внутреннего сгорания. Его первый вариант был создан в 1860 г. французским механиком Э. Ленуаром. Затем в 1876 г. немецкий изобретатель Н. Отто построил более совершенный газовый двигатель внутреннего сгорания. По сравнению с паромашинной установкой новый двигатель был более прост, компактен, экономичен и работал с использованием нефти и газа. В 1897 г. немецкий изобретатель Р. Дизель создал подобный двигатель, работающий на нефтяном топливе, но более экономичный с замедленным горением (дизельный). В дальнейшем двигатель Дизеля получил особенно широкое применение, им оснащали все виды транспорта, в том числе корабли, грузовики, локомотивы. Так, в 1903 г. в России был создан первый теплоход — танкер «Вандал», оснащенный дизельным двигателем.

Изобретение двигателя внутреннего сгорания положило начало развитию автомобилестроения. Первый автомобиль современного типа «Даймлер» был создан в Германии в 1886 г. Заслуга этого изобретения принадлежит немецким инженерам Г. Даймлеру и К. Бенцу. В 1890-х гг. появились первые автомобили во Франции. В 1892 г. известный американский изобретатель и предприниматель Г. Форд построил свой первый автомобиль. Уже в начале XX в. он развернул промышленное производство автомобилей, а к 1908 г. создал модель «Т» стоимостью в 850 долларов, рассчитанную на массовый сбыт. В 1913 г. в США было зарегистрировано свыше 1 миллиона автомобилей. Новое изобретение сразу же вызвало столь большой интерес, что уже в 1894 г. прошли первые в мире автогонки по трассе Париж — Руан. В начале XX в. автомобилестроение стало одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей.

Дальнейшее развитие двигателей внутреннего сгорания привело к появлению другой новой отрасли на транспорте — авиастроению. Начало его созданию было положено в США: в 1903 г. братья О. и У. Райт совершили первый полет на построенном ими планере, оснащенном бензиновым двигателем (находился в воздухе 12 секунд). Американский опыт положил начало освоению этой отрасли во всех странах. В 1909 г. во Франции (в г. Кале) изобретатель Л. Блерио осуществил первый полет на своем моноплане.

Вторая промышленная революция заметно отразилась и на военном производстве, превратив его в крупную отрасль промышленности. Развитию военной сферы в немалой степени способствовало обострение в конце XIX — начале XX в. международной обстановки, а затем — развязывание Первой мировой войны. В рассматриваемое время появились новые виды военной техники. С появлением первых самолетов началось создание военной авиации: на основе моноплана Л. Блерио были сформированы первые французские военно-воздушные части. Уже в октябре 1914 г. произошел первый воздушный бой между французским и немецким самолетами. В 1915 г. было положено начало созданию бронетехники: появились первые (английские) танки, впервые примененные в 1916 г. (битва на реке Сомме). В эти годы заметно возросла мощность военно-морского флота. Великобритания создала новые типы военных судов: линкоры — дредноуты «неустрашимые» и подводные лодки. На основе новейших достижений химической промышленности было создано оружие массового уничтожения. Один из его видов — отравляющий газ хлор — был впервые применен в 1915 г. в битве на реке Ипр и получил название «иприт».

Вторая промышленная революция в меньшей степени, чем промышленность, затронула аграрную сферу. Однако и здесь произошли важные перемены. Прежде всего, развивалась механизация сельскохозяйственного производства. В это время более широко стали распространяться разные земледельческие машины (сеялки, жнейки, молотилки и др.). В США был создан и в 1890 г. начал применяться первый трактор. Использование техники существенно повысило производительность сельскохозяйственного труда, высвободило в деревне большое число рабочей силы. Это повлекло массовый отток населения в города, новый виток урбанизации. В последней трети XIX в. ведущие страны Европы поразил затяжной аграрный кризис, вызванный притоком дешевой сельскохозяйственной продукции из Америки и Австралии. В значительной степени этому способствовало развитие транспортной системы. В результате большинство европейских крестьян разорялось.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Биография Ксенофонта
То немногое, что нам известно о жизни Ксенофонта, приходится извлекать из книги Диогена Лаэртия "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", написанной в 3 в. н.э. Кое-какие указания можно найти в произведениях самого Ксенофонта. Философии ...

Государственное управление во второй половине XIX  в. .  Великие реформы Александра II
Во второй половине XIX века под влиянием экономических, социальным, политических факторов самодержавие вынуждено было провести ряд важнейших реформ. Севастополь заставил задуматься над системой государственного управления доведенной до высшей степени централ ...

Народный депутат СССР
В январе 1989 г. А.Д.Сахаров был выдвинут кандидатом в народные депутаты примерно 60 научными институтами Академии наук.[194] Однако 18 января на расширенном заседании Президиу­ма АН СССР его кандидатура утверждена не была.[195] 20 января прошло предвыборное ...