Наш край в 12-15 вв.Страница 1
Хазарский каганат (VIII-Х вв.) распространял свою власть на Подонье, Приазовье, Кавказ, Нижнее Поволжье. Болгарские племена, кочевавшие в это время в Среднем Поволжье, находились в вассальной зависимости от хазар.
С принятием ислама Волжская Болгария приобщилась к средневековой высокоразвитой цивилизации Востока. В городах строили мечети, медресе, минареты, распространялась арабская письменность. Под влиянием арабской и среднеазиатской культур у болгар происходил стремительный процесс развития культуры, просвещения, разных наук.
В письменных источниках упоминаются болгарские историки, медики, философы и юристы. В ХII-ХIII вв. Волжская Болгария сама стала одним из центров подготовки мусульманских ученых и духовенства. Христианский миссионер Г. Рубрук в середине ХIII в. писал: «Булгары, самые злейшие Сарацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой».
В начале ХIII в. началось последнее в средневековой истории и самое мощное нашествие азиатских кочевников – татаро-монгольское.
В 1236 г. после жестокой и отчаянной борьбы под копытами монгольской конницы пала Волжская Болгария. Муромский городок и его сельская округа были выжжены и разрушены, как и большинство болгарских городов и сел.
После возвращения из западного похода монгольских войск и образования сильного феодального государства Золотой Орды с центром в Нижнем Поволжье началось медленное возрождение Волжской Болгарии. Однако, это было уже не самостоятельное государство, а один из улусов золотоордынских ханов.
Вся территория Поволжья входила в состав Золотой Орды. Северные лесные районы, долины рек Сок, Кондурча, В. и М. Кинелей занимали, в основном, болгары, пережившие монгольское нашествие. Степные районы традиционно служили кочевьем кочевников по берегам р. Самары археологически выявлены поселки и некрополи оседающих на землю тюркских кочевников. Самарская Лука и побережье Волги были заселены разноэтничным населением: болгарами, мордвой, русскими и другими. По-видимому, это были пленники, приведенные монголами в Поволжье для строительства своих городов, обеспечения волжского торгового пути, переволоки судов, обслуживания послов и торговых караванов.
Золотая Орда (середина ХIII – начало ХV вв.) представляла собой средневековое феодальное государство с сильной центральной властью, занимавшее огромную территорию: от Приднестровья до Средней Азии и от Камы до Кавказа. Вся эта территория была заселена разноэтничным и разнокультурным населением с разными хозяйственными укладами: оседлым земледельческим и кочевым скотоводческим, с разными религиозными системами.
Сами монголы в момент появления в Европе были язычниками. Выше говорилось, что первый хан Золотой Орды Ратый (Бату) был похоронен по языческому обряду. Его брат и преемник Берке-хан принял мусульманство. По некоторым сообщениям, сын Бату – Сартак был христианином.
Веротерпимость и даже равнодушие монголов к религиям покоренных народов неоднократно упоминается в письменных источниках. "Ведь татары военной мощью подчинили себе разные племена из народов христианских, но позволяют им по-прежнему сохранять свой закон и веру, не заботясь или мало заботясь о том, кто какой веры держится – отмечал в начале ХIV в. венгерский монах-францисканец Иоганка. В целом же, в Золотой Орде имели распространение три религиозные системы: Ислам, христианство, язычество.
Ислам исповедовала значительная часть покоренного монголами населения: волжские болгары, народы Средней Азии, Кавказа. Начиная с Берке-хана ислам начал проникать в среду золотоордынской аристократии.
Кочевая степь в ХIV в. в целом оставалась еще поверхностно затронутой мусульманством. Археологические памятники кочевников ХIV в. свидетельствуют о сохранении старых языческих обрядов. Однако в это время в Нижнем Поволжье появляются некрополи с мусульманскими чертами: курганы с кирпичными сырцовыми выкладками и оградками, с могилами без вещей.
Все исследованные кочевнические курганы ХIII-ХI вв. обычные земляные, с чертами языческого печенежского или кыпчакского погребального ритуала. Однако, недавно от с. Гундоровка на р. Сок был изучен археологический памятник нового типа: небольшой земляной курган с ровиком вокруг погребальной площадки и деревянным сооружением над этой площадкой («домик мертвых»). В центре кургана находилась трапециевидная глубокая могильная яма, где лежал погребенный, головой на запад, при нем имелась только голубая настовая бусинка. Этот комплекс относится к кругу ранне-мусульманских и представляет собой характерный для Среднего Поволжья тип некрополей, отражающих процесс перехода кочевников от язычества к мусульманству.
В золотоордынский период возродились некоторые города Волжской Болгарии и в первую очередь столичный город Болгар. Именно в это время там были воздвигнуты великолепные архитектурные сооружения: соборная мечеть, мавзолеи, минареты. Некоторые из них стоят и поныне, находясь под охраной Болгарского историко-архитектурного заповедника (с. Болгары, Татарстан).
Роль купеческого капитала в развитии системы здравоохранения
Во второй половине XIX в. Активные позиции начинают занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи.
Участие врачей в различных благотворитель ...
Социально-экономисеская ситуация в преддверии революции
К началу XX в. территория России выросла до 22.2 млн. кв. км. По размеру она занимала 2-е место в мире (после Британской империи).
Население с конца XIX в. увеличилось почти на треть и составило к 1913 г. около 166 млн. чел. разных национальностей.
Особенн ...
Общественные движения 60-х–70-х годов
В конце 1861 г. в Петербурге сложилась общерусская революционная организация "Земля и воля". Она представляла собой своеобразную "федерацию" объединившихся различных конспиративных кружков и групп, возглавляемых Комитетом, но продолжавших ...