Государственный Совет и Дума по основным за законам

Государственный Совет и Дума по Основным законам сохраняли право законодательной инициативы (по всем вопросам, кроме положений Основных законов), сохраняли право запроса; Дума имела право обсуждения и утверждения бюджета с существенными ограничениями, введенными специальным царским Указом от 8 марта 1906 г.: Дума не имела права уменьшать или изменять его расходную часть по ведомствам военному и военно–морскому, по расходам на внешние займы, по ведомствам императорского двора, по некоторым статьям, относившимся к министерству внутренних дел, и многое другое. Почти 2/3 бюджета фактически были изъяты из компетенции Думы), заслушивала отчет государственного контроля по исполнению бюджета.

Статья 87 Основных законов ограничивала законодательные права Государственной Думы (предоставив императору право в период прекращения заседаний Думы, а продолжительность заседаний Думы и сроки перерывов определялись императором) издавать черезвычайные указы, имевшие силу законов.

Царское правительство широко использовало ст. 87 для принятия наиболее реакционных указов. Примерами могут служить Указ от 19 августа 1906 г. о военно-полевых судах, указы об увеличении штатов полиции, об изменении аграрного законодательства.

Основные законы имели формально характер конституционного акта.

Внутренняя политика Елизаветы
Обстоятельства восшествия на престол отразились на елизаветинском царствовании. Был провозглашен курс на возврат к наследию Петра Великого, в частности, восстановлена роль Сената и некоторых других центральных учреждений. Вместе с тем в конце 1740-х первой п ...

События августа 1991 года и их последствия
Намеченное на 20 августа 1991 года подписание Союзного договора не могло не подтолкнуть сторонников сохранения прежнего СССР на решительные действия. В случае реализации планов образования Союза Суверенных государств могла бы полностью измениться структура п ...

Расширение народного образования
К важным результатам деятельности правительства "просвещённого абсолютизма" относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. С Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребносте ...