Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление женскими учебными заведениями
Страница 1

Материалы » Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.) » Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление женскими учебными заведениями

Устройство и функционирование женских средних школ определялось рядом нормативных документов, принятых правительством. Высшее управление Мариинскими гимназиями осуществлял Главный управляющий ведомством учреждений императрицы Марии. Государственными и частными женскими гимназиями заведовало Министерство народного просвещения.

2 мая 1850г. из Виленской, Ковенской, Гродненской и Минской губерний был сформирован Виленский учебный округ, управление которым было возложено на Виленского генерал-губернатора И.Г. Бибикова. Витебская и Могилевская губернии отошли к Петербургскому округу, но по высочайшему повелению от 7-го октября 1864 года были присоединены к Виленскому учебному округу [15, с.37]. Правление Виленского учебного округа осуществляло контроль за деятельностью всех находящихся в округе учебных заведений. С 1863-1864 годов Министерство народного просвещения признало необходимым расширить власть попечителей, предоставив им право окончательного решения по многим вопросам, по которым ранее необходимо было обращаться в министерство.

В соответствии с «Положением о женских гимназиях и прогимназиях» от 26 мая 1869 года непосредственное управление частными учебными заведениями доверялось одному из директоров мужских гимназий или прогимназий, инспектору. Надзор за учебной частью возлагался на особого представителя округа, также на одного из преподавателей казенных гимназий [24, с. 227]. Функционирование частных гимназий зависело от их типа. Они подразделялись на три группы в зависимости от прав преподавателей и учениц: с полными правами, с правами для учащихся и без прав. В гимназиях с полными правами преподаватели состояли на государственной службе и обязаны были следовать правилам казенных учебных заведений. В гимназиях с правами для учащихся выпускные экзамены проходили в присутствии и под надзором депутатов от учебного округа. Данные частные учебные заведения могли называться частными гимназиями или прогимназиями [24, с. 230].

Каждая гимназия или училище имели штат, который состоял из начальника, главной и классных надзирательниц, преподавателей и других служащих.

Начальствующие лица осуществляли общее руководство учебно-воспитательным процессом, занимались удовлетворением разных хозяйственных нужд, председательствовали в заседаниях педагогического совета, следили за исполнением его постановлений, посещали уроки преподавателей с целью наблюдения за правильностью и целесообразностью применения методов и приемов преподавания и давали указания в случае надобности, следили за своевременным и надлежащим выполнением программ, вели официальную переписку с учреждениями и лицами, наблюдали за правильным ведением отчетности по приходу и расходу денежных сумм. Ближайшей помощницей начальницы была главная надзирательница. Она заведовала воспитательной частью и вела наблюдение за общим порядком [7, с. 65].

В женских учебных заведениях работали педагогические советы или комитеты, которые занимались обсуждением текущих дел гимназий и училищ, наблюдали за учебной и воспитательной работой. Если в частных учебных заведениях они были лишь совещательным органом при начальнике, то в правительственных обладали самостоятельной властью. Педагогический совет состоял из главной надзирательницы, законоучителя, всех преподающих и врача училища. Заседания проходили под председательством начальницы или директора. В обязанности педагогического совета входило: прием учениц в гимназию или училище и перевод их из класса в класс, обсуждение успехов, прилежания и поведения учениц, допущение их к экзаменам, определение наград ученицам, присуждение выдачи аттестатов и свидетельств, увольнение учениц, распределение учебных предметов по дням и часам на основании утвержденной таблицы недельных уроков, рассмотрение и одобрение программ, составленных преподавателями и преподавательницами, выбор учебных руководств и пособий, выбор книг для библиотеки и предметов для учебных кабинетов, составление правил для учащихся и правил о взыскании с них, назначение взыскания с учащихся, составление инструкций для преподавателей, рассмотрение годичных отчетов по учебной части.

Страницы: 1 2 3 4

Миланский эдикт 313 года. Провозглашение христианства государственной религией Римской Империи
IV век сыграл огромную роль для христианской религии, античного мира и последующего развития европейской цивилизации. Эта роль в значительной степени определялась процессом христианизации Римской империи, который составлял, пожалуй, главное содержание этой э ...

Окончательное покорение половецких степей.
Следующее вторжение произошло только весной 1237 г. Теперь удар татаро-монголов был направлен на Половецкие земли и на правобережье р. Волги. В боях со своими быстрыми и неуловимыми противниками татаро-монгольские ханы применяли тактику «облавы»: шли по сте ...

Кадровая политика
Положительную роль в развитии сельского хазяйства сыграло улучшение качественного состава руководителей сельскохозяйственного производства (Саржан А.А. Социально-экономические и политические процессы в Донбассе 1945 – 1998 гг. – Донецк, 1998. – с. 87 – 88). ...