Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление женскими учебными заведениями
Страница 4

Материалы » Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.) » Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление женскими учебными заведениями

Большинство женских гимназий находились в арендуемых помещениях, так как не всегда хватало средств для постройки собственного здания.

Многие из арендуемых домов не были приспособлены для проведения занятий. С конца XIX в. некоторые гимназии стали приобретать собственные дома. В 1880 году было построено здание Минской министерской гимназии, которое являлось довольно удобным для занятий, в 1893 году - Гродненской Мариинской гимназии и т.д.

Также в гимназиях существовали библиотеки: фундаментальная и ученическая. Выписывалось множество журналов для учениц и преподавателей. Книги и журналы, поступающие в библиотеки учебных заведений, проходили жесткую цензуру. Запрещенные издания не допускались в библиотеки и изымались из них. Среди учебных пособий, используемых в женских гимназиях, наиболее широко были распространены атласы, глобусы, географические и исторические карты, прописи, модели и другие предметы для рисования, черчения и т.д.

Женские гимназии были открытыми учебными заведениями, т.е. предназначались для «приходящих девиц». Для иногородних же учениц при некоторых гимназиях устраивались пансионы. В Могилевской Мариинской гимназии плата за пансион составляла 300 руб. в год (это полное содержание, включая постель, белье, обувь, одежду, книги, учебные пособия, классные принадлежности, медикаменты). На пищу отпускалось по 26 коп. в день на человека, на одежду и белье - по 35 руб. в год. При пансионе имелась лечебница [24, с. 125].

Пансионы имели четкий распорядок дня, который всегда строго исполнялся. В пансионе Могилевской Мариинской гимназии, как следует из дневника данного учебного заведения за 1898-1901 годы, воспитанницы вставали в 7 часов утра (в праздники разрешалось спать дольше), проводилась молитва и чтение Евангелия, перед уроками дежурные проверяли порядок в ящиках учениц.

После чая воспитанницы выходили на прогулку по гимназическому саду или по прилегающим улицам. В 8.45 начинались занятия, которые продолжались до 14.30 (с перерывом в 12.00 для завтрака). После занятий с 3-х до 4-х часов дня осушествлялась прогулка в город под наблюдением классных надзирательниц, в 4 часа дня - обед, после которого воспитанницы готовили домашние задания, желающие обучались музыке. В 9 часов вечера проводилась общая молитва, занимались до 21.30 и даже до 22 часов [25, с 68].

Таким образом, управленческая вертикаль средних женских учебных заведений была довольно развита и бюрократизирована, действовал ряд советов и комитетов. Что касается финансирования женского образования, то на функционирование женских учебных заведений в Беларуси государством отпускались скудные средства, и они содержались преимущественно за счет местных общественных средств и платы за обучение. Женские учебные заведения различались между собой по материальному состоянию. Это было обусловлено различными источниками финансирования, количеством учащихся, типом школы и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 

Реалистические тенденции русской культуры
Борьба сентиментализма с классицизмом не исчерпывает всего содержания русской культуры второй половины XVIII в. Наряду с сентиментализмом (а чаще в со­четании с ним) все больше выявляются реалистические тенден­ции русской культуры, условно называемые «просве ...

Эпоха «просвещенного абсолютизма» как один из этапов российской государственности
Петровская эпоха была завершением процесса складывания абсолютизма, но она же оказалась и наиболее полным его выражением. Именно при Петре I неограниченность власти монарха достигла максимального предела. Последующий же период стал этапом выработки пусть и н ...

1972 Родни Р. Портер (1917-1985) и Джеральд М.Эдельман (1929)
Формулировка нобелевского комитета: «за открытия, касающиеся химической структуры антител». Портер поставил себе задачу найти те части молекулы, которые ответственны за способность антитела специфически связываться именно с тем антигеном, против которого он ...