Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление женскими учебными заведениями
Страница 4

Материалы » Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.) » Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление женскими учебными заведениями

Большинство женских гимназий находились в арендуемых помещениях, так как не всегда хватало средств для постройки собственного здания.

Многие из арендуемых домов не были приспособлены для проведения занятий. С конца XIX в. некоторые гимназии стали приобретать собственные дома. В 1880 году было построено здание Минской министерской гимназии, которое являлось довольно удобным для занятий, в 1893 году - Гродненской Мариинской гимназии и т.д.

Также в гимназиях существовали библиотеки: фундаментальная и ученическая. Выписывалось множество журналов для учениц и преподавателей. Книги и журналы, поступающие в библиотеки учебных заведений, проходили жесткую цензуру. Запрещенные издания не допускались в библиотеки и изымались из них. Среди учебных пособий, используемых в женских гимназиях, наиболее широко были распространены атласы, глобусы, географические и исторические карты, прописи, модели и другие предметы для рисования, черчения и т.д.

Женские гимназии были открытыми учебными заведениями, т.е. предназначались для «приходящих девиц». Для иногородних же учениц при некоторых гимназиях устраивались пансионы. В Могилевской Мариинской гимназии плата за пансион составляла 300 руб. в год (это полное содержание, включая постель, белье, обувь, одежду, книги, учебные пособия, классные принадлежности, медикаменты). На пищу отпускалось по 26 коп. в день на человека, на одежду и белье - по 35 руб. в год. При пансионе имелась лечебница [24, с. 125].

Пансионы имели четкий распорядок дня, который всегда строго исполнялся. В пансионе Могилевской Мариинской гимназии, как следует из дневника данного учебного заведения за 1898-1901 годы, воспитанницы вставали в 7 часов утра (в праздники разрешалось спать дольше), проводилась молитва и чтение Евангелия, перед уроками дежурные проверяли порядок в ящиках учениц.

После чая воспитанницы выходили на прогулку по гимназическому саду или по прилегающим улицам. В 8.45 начинались занятия, которые продолжались до 14.30 (с перерывом в 12.00 для завтрака). После занятий с 3-х до 4-х часов дня осушествлялась прогулка в город под наблюдением классных надзирательниц, в 4 часа дня - обед, после которого воспитанницы готовили домашние задания, желающие обучались музыке. В 9 часов вечера проводилась общая молитва, занимались до 21.30 и даже до 22 часов [25, с 68].

Таким образом, управленческая вертикаль средних женских учебных заведений была довольно развита и бюрократизирована, действовал ряд советов и комитетов. Что касается финансирования женского образования, то на функционирование женских учебных заведений в Беларуси государством отпускались скудные средства, и они содержались преимущественно за счет местных общественных средств и платы за обучение. Женские учебные заведения различались между собой по материальному состоянию. Это было обусловлено различными источниками финансирования, количеством учащихся, типом школы и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 

 Слом старой правоохранительной системы
Октябрьская революция коренным образом изменила российское государство. Не миновала изменений и судебно-правовая система. Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917[1] года вместе с адвокатурой, прежними судами и институтом судебных следователей была упразднена п ...

Военные преступления. Формула обвинения
Все обвиняемые совершили военные преступления между 1 сентября 1939 года и 8 мая 1945 года и в Германии во всех странах и областях, которые были оккупированы германскими вооруженными силами с 1 сентября 1939 года, а также в Австрии, Чехословакии, Италии и в ...

1951 Макс Тэйлер (1899-1972)
Формулировка нобелевского комитета: «за открытия, касающиеся желтой лихорадки и способов борьбы с ней». В 1930 году Тейлер сообщил, что желтую лихорадку можно привить и белым мышам, если вводить возбудителей непосредственно в мозг животных (введение в други ...