Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление женскими учебными заведениями
Страница 3

Материалы » Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.) » Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление женскими учебными заведениями

Источниками содержания женских гимназий и прогимназий были: пособия из государственной казны или из ведомства императрицы Марии, плата за обучение, пожертвования частных лиц, местные пособия. Ассигнования государства были скудны, и основную сумму доходов гимназий составляли плата за обучение и общественные средства. [25,с. 33]. Благотворительность общественности в пользу женских гимназий Беларуси лимитировалась, но Министерство народного просвещения вынуждено было поддерживать в некоторых случаях инициативу местных городских обществ, направленную на открытие новых или расширение действующих женских гимназий в Беларуси. При назначении пособий женским учебным заведениям существовала норма, установленная законом: для гимназий - 2000 руб., для прогимназий -1000 руб. в год [25, с. 45 ].

Размер оплаты за обучение в женских гимназиях устанавливался по местным условиям попечительскими советами гимназий. Он зависел от множества факторов: посещения ученицами учебного заведения, организации учебно-воспитательного процесса, активности общественной поддержки, демократичности педагогического коллектива и др. В середине XIX в. размер оплаты составлял 15-20 руб. в год [15, с. 70]. Представление о конкретной сумме оплаты в женских гимназиях в различные периоды может дать соотношение ее с заработком преподавателя.

Плата вносилась за полгода вперед, в случае ее задержки в течение месяца следовало исключение не уплатившей ученицы из гимназии. Но это происходило редко, так как против этого зачастую выступало общество и городские власти.

Не все родители имели достаточно средств для обучения дочерей, и иногда писали прошений об освобождении от платы за учебу в связи с тяжелым материальным положением. Довольно часто эти ходатайства удовлетворялись начальством гимназии (в зависимости от финансового положения данного учебного заведения) [24, с. 180.].

При некоторых женских учебных заведениях существовали общества вспомоществования нуждающимся ученицам, которые оказывали помощь беднейшим из них. Ходатайства о помощи подавались родителями прямо в общество или через начальство гимназии. Кроме материальной нужды учениц, подававших прошение о пособии, принималось во внимание их поведение и успехи в науках. Средства общества состояли из членских взносов, доходов от капиталов и имущества, пожертвований членов общества, других лиц и организаций, доходов от литературных вечеров, публичных лекций и т.д. Использовать средства разрешалось исключительно в пользу гимназии. За этим следили педагогический совет и управление общества.

Материальную помощь своей гимназии оказывали также начальник, преподаватели, даже ученицы. Как правило, в каждой гимназии некоторое число учениц являлись стипендиатками, то есть обучались на средства, завещанные частными лицами или ведомствами. В Витебской Мариинской гимназии существовали стипендии имени Ее Императорского Величества Императрицы Марии Федоровны, имени Его Императорского Высочества Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, стипендии тайного советника Ростовцева и др. (всего 12). От оплаты за обучение освобождались дочери служащих женских гимназий, которые проработали в них не менее 3-х лет [25, с. 79].

Всеми средствами, которые поступали в гимназию, распоряжался педагогический совет. Исключение составляли государственные целевые суммы и деньги, пожертвованные частными лицами, организациями, обществами со специально оговоренным предназначением. Попечителю округа давался отчет педсовета о решении финансовых вопросов в гимназии, но сама деятельность совета была самостоятельной.

Страницы: 1 2 3 4

Сенат
Созданный еще Петром Великим в 1722 г. и объявленный верховным учреждением империи Сенат должен был контролировать деятельность коллегий (министерств) и губернаторов, проводить ревизии деятельности местных органов власти, для чего собирал и обобщал необходим ...

Материально-техническая база 1953 – 1958 гг.
Укреплялась материально-техническая база и коллективных хозяйств Донбасса. В колхозах Ворошиловоградской области, например, с 1950 г. по 1960 г. количество тракторов увеличилось с 5080 до 5998 шт., соответственно комбайнов – с 1342 до 1425 шт., грузовых авто ...

Государственное управление во второй половине XIX  в. .  Великие реформы Александра II
Во второй половине XIX века под влиянием экономических, социальным, политических факторов самодержавие вынуждено было провести ряд важнейших реформ. Севастополь заставил задуматься над системой государственного управления доведенной до высшей степени централ ...