Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление женскими учебными заведениями
Страница 2

Материалы » Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.) » Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление женскими учебными заведениями

Педагогические советы являлись своего рода методическими лабораториями. На своих совещаниях учителя обсуждали предлагаемые Министерством просвещения и окружным начальством методы преподавания, анализировали применяемые преподавателями способы и приемы обучения, разрабатывали методические рекомендации для учителей.

Педагогический совет собирался по мере надобности, но не менее одного раза в месяц. Заседания педсовета назначались начальницей или директором по их усмотрению или же по письменному заявлению не менее 3-х членов совета. Дела в педагогическом совете решались простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя давал перевес.

В женских учебных заведениях имелись также хозяйственные комитеты, которые занимались финансовыми и хозяйственными вопросами. Они принимали плату за обучение, составляли смету необходимых расходов на полгода вперед и т. д. [17, с. 50]. В 1914 году хозяйственные комитеты при женских гимназиях были ликвидированны.

По «Положению о женских училищах Министерства народного просвещения» 1860 года при гимназиях учреждались попечительские советы «для ближайшего содействия успешному развитию училища со стороны общества». Они состояли из семи лиц - пяти постоянных и двух избираемых членов. Один избираемый член был из местного дворянства или чиновничества, второй - из купечества. Постоянными членами совета были: попечительница, уездный предводитель дворянства, директор училищ или гимназий, городской голова и начальница, избираемая попечительским советом «из лиц образованных и пользующихся доверием общества» и утвержденная министром [17, с. 57].

На попечительский совет были возложены обязанности избрания должностных лиц и учителей, изыскания средств для функционирования учебных заведений и наблюдение за их использованием, надзор за умственным и нравственным состоянием учащихся, за порядком и благоустройством гимназий и училищ. В конце каждого учебного года совет должен был представлять отчет о своей деятельности попечителю учебного округа к начальнику губернии, а также напечатать его в «Губернских Ведомостях».

По «Положению» 1860 года было также учреждено звание почетных попечителей всех женских учебных заведений в каждой губернии. Их обязанностью было содействовать основанию новых учебных заведений и осуществлять их поддержку. Они имели право давать указания попечительским советам, сообщать свои замечания попечителю учебного округа и даже министру.

При некоторых женских учебных заведениях существовали родительские комитеты, которые также занимались вопросами устройства учебных заведений. Родительский комитет на заседаниях рассматривал, например, следующие вопросы: об открытии общежития для иногородних учениц; об устройстве горячих завтраков; об оказании неуспевающим учащимся педагогической помощи и т. д. [27, с.214].

При каждой дирекции народных училищ состоял училищный совет. В советах председательствовали предводители дворянства. В состав советов входили представители Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, Министерства государственных имуществ, духовного ведомства и земских учреждений, в уездных же - еще представители городских обществ, земские начальники, попечители училищ и, по особым распоряжениям министерства, врачи. Директор являлся членом и управляющим делами губернского училищного совета, а инспектор - членом и делопроизводителем уездного училищного совета. Частные училища находились в ведении попечителя Виленского учебного округа и директоров народных училищ. В уездных и заштатных городах надзор за ними возлагался на уездного смотрителя училищ [19, с. 82].

Страницы: 1 2 3 4

Кадровая политика
Особое внимание уделялось созданию в сельском хозяйстве постоянных кадров механизаторов, укреплению колхозов и совхозов специалистами. К началу 1976 года в селах области работало свыше 15 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием и более ...

Коллегии, Синод
Теперь мы рассмотрим реформы, предпринятые Павлом в других государственных учреждениях, коллегиях. Для начала рассмотрим, в каком состоянии находились они на момент вступления Павла на престол. Петровские коллегии, которые должны были заменить прежнюю громоз ...

Внешняя политика Александра III
Основные направления внешней политики Александра III были следующими. 1) укрепление влияния на Балканах; 2) поиск надежных союзников; 3) поддержка мирных отношений со всеми странами; 4) установление границ на юге Средней Азии; 5) закрепление России на н ...