Влияние национальных традиций на военную историю АфганистанаСтраница 3
В 1880 г. закончилась вторая англо-афганская война. Англия была вынуждена отказаться от завоевания Афганистана. Однако англичане сумели навязать этой стране в 1879 г. договор, по которому государство превращалось в зависимое от Англии, теряло право на самостоятельные внешние сношения. Но в феврале 1919 г. новый эмир Аманулла-хан, разделявший идеи патриотически настроенных афганцев, провозгласил полную независимость Афганистана. В ответ на это англичане начали третью войну. Как и прежде, на защиту страны поднялись афганские племена, народные массы. Несмотря на превосходство в силе и военной технике, англичане опасаясь массового восстания афганского населения, напуганные жестким нравом обитателей этой страны, вынуждены были вскоре прекратить военные действия и признать независимость Афганистана. Победе афганцев вновь в немалой степени способствовали многовековые традиции и обычаи. Так, например, с обычаем «тура» и «мерана» у афганцев связано и отношение к оружию. Как уже отмечалось, в зоне расселения пуштунских племен все совершеннолетние мужчины никогда не расстаются с холодным и огнестрельным оружием. Ношение оружия для них не столько необходимость, сколько древняя традиция, столь же обязательная, как, например, и ношение чалмы или длиннополой рубахи. По глубоко укоренившемуся в сознании пуштунов представлению, оружие – это неотъемлемый атрибут внешнего облика мужчины, олицетворение его мужского и национального достоинства. Т.Гайдар писал «Оружие любят. Особенно стрелковое. Автоматы и карабины чистят старательно, протирают до блеска, смазывают тоненько, отстранив автомат, любуются работой и снова принимаются за чистку…»5. Нередко можно видеть афганцев, несущих на плече тяжелое, богато инкрустированное перламутром и серебром дульнозарядное ружье, являющееся предметом гордости и символом значимости.
Оказание помощи при нападении врага рассматривается у пуштунов как дело их чести – «панг» – и светлая обязанность. Такой обычай, считается в народе, свидетельствует о дисциплинированности, бдительности и боевой готовности пуштунов.
Все эти традиции существуют до сих пор.
Каждое государство имеет свои религиозные многовековые традиции, накладывающие заметный отпечаток на жизнь и деятельность людей. Афганистан уникален в том отношении, что это исторически сложившийся сложный конгломерат целого ряда этносов. Самая многочисленная народность Афганистана – пуштуны. Они-то и были неизменными участниками вооруженной борьбы с персидскими, монгольскими и английскими завоевателями. Начиная с XVI в. стремились к созданию собственного пуштунского государства и преуспели в этом в 1747 г.
Подавляющее большинство населения Афганистана (около 98%) исповедует ислам, пришедший в страну между VIII и X вв. Согласно всем прежним конституциям, он был официальной религией страны.
По религиозной принадлежности основную массу жителей Афганистана составляют мусульмане-сунниты, но также здесь проживают мусульмане-шииты (хазарейцы и часть таджиков, и некоторые другие этнические группы) и члены мусульманских сект (исмаилиты).
В условиях неграмотности большинства населения и слабости влияния традиционных СМИ исламское духовенство играет исключительную роль в жизни афганского народа. В соответствии с предписаниями религии, афганцы в течение года соблюдают два больших религиозных праздника: праздник разговения «Эид-уль-Фитр» и праздник жертвоприношения «Эид-Курбан». Празднику разговения предшествует тридцатидневный пост «Руза», совершаемый в священный месяц «рамадан» (по лунному календарю). Этот пост был введен арабской военной аристократией с целью экономии продовольствия в условиях, когда военные действия велись в безводных и бесплодных аравийских пустынях. Впоследствии он был распространен на все народы, исповедующие ислам и возведен в обязательную религиозную догму.
Ежедневно каждый мусульманин обязан совершать пятикратный намаз (молитву). Так, например, во время боевых действий можно наблюдать, как верующие солдаты и офицеры покидают свою позицию, вылезают из танка, выбирают удобное место и начинают читать молитву. «Совершенно непривычное я увидел, пробравшись сквозь заросли желто-зеленых кустов молочая. На поляне, расстелив молитвенные коврики, несколько солдат, стоя на коленях, совершали утренний намаз, прижимались лбом к земле и прикасались к ней руками, а когда распрямились, обращали раскрытые ладони к небу. В мерном раскачивании, бормотании чувствовался какой-то сложный, гипнотический ритм»6. Перед намазом обязательно проводится ритуальное омовение – «возу». Ритуал омовения стал привычной для афганца, и, можно сказать, полезной, с точки зрения гигиены, процедурой. Ведь ежедневное пятикратное омывание ног холодной водой закаляет организм.
Устройство Восточной Румелии.
Постановление Берлинского конгресса определяло, что большая часть Южной Болгарии признавалась автономной провинцией Османской империи под названием Восточной Румелии. Политическая и военная власть в стране была вверена султану, с правом иметь укрепления и в ...
Деятельность зарубежной агентуры Департамента Полиции под руководством П.И.
Рачковского в 1884 – 1894 гг.
Как и в случае с Департаментом полиции, новый этап развития Зарубежной агентуры связан со сменой руководства. Летом 1884 года зарубежную агентуру Департамента полиции возглавил П.И. Рачковский. Трудно переоценить роль этого человека в деятельности российског ...
Внешняя политика.
Основные направления внешней политики России оформились еще при великом князе Иване III: балтийское (северо-западное), литовское (западное), крымское (южное), а также казанское и ногайское (юго-восточное). Объединение русских земель делало возможным активиза ...