Обострение международных отношений в межвоенный период

Материалы » Путь диктатуры и войны. Страны Азии и Латинской Америки в межвоенный период » Обострение международных отношений в межвоенный период

В годы между первой и второй мировой войной ни Версальско-Вашингтонская система, ни созданная в ее рамках Лига Наций в конечном счете не смогли обеспечить желанной стабильности в Европе. Правда, в течение 20-х гг. особых конфликтов между европейскими государствами не возникало, но это было не столько плодом чьих-либо усилий, сколько следствием того, что большинство стран приходили в себя после изнурительной войны.

Однако с установлением тоталитарных режимов в Италии, а затем и в Германии все явственнее обозначались их агрессивные устремления. Фашистские правительства этих стран ставили своей целью дестабилизировать обстановку в Европе и мире, ревизовать Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений, создать «новый порядок». Это неизбежно вело к войне, поскольку у тоталитаризма есть еще одна особенность: он не признает компромиссов и нацелен на победу своей «единственно верной» идеологии повсюду.

Так, СССР, где со второй половины 20-х гг. осуществлялась стремительная индустриализация с упором на военную промышленность, оставался вне системы международных контактов. СССР, конечно, принимал участие в работе некоторых международных конференций; к середине 20-х гг. он установил дипломатические отношения со всеми ведущими государствами (лишь США «задержались» с признанием СССР до 1933 г.), а в 1934—1939 гг. входил и в Лигу Наций. Но фактически он неизменно занимал «особую позицию». Советское руководство во главе с И. Сталиным старалось не связывать себя никакими обязательствами с остальными странами, которые, согласно советской терминологии, именовались «капиталистическим окружением». Само слово «окружение» предполагало, что рано или поздно «окруженные» попытаются его прорвать, и это прекрасно понимали правительства европейских и других государств.

Последние были также крайне встревожены подрывными действиями леворадикальных сил, руководимых по каналам Коминтерна из Москвы. Некоторые акции Коминтерна приводили в содрогание общественность демократических стран. Так, в апреле 1925 г. болгарскими коммунистами был взорван кафедральный собор в Софии, переполненный по случаю Пасхи. Как заявили коммунисты, это было сделано «для истребления собравшегося в соборе цвета правящей олигархии ».

И все же в условиях угрозы начала новой «большой» войны большинство европейских государств, включая и СССР, были заинтересованы в наличии системы коллективной безопасности, которая позволила бы встретить возможную агрессию (если уж ее не удастся предотвратить) не в одиночку, а вместе с сильными союзниками. Сложная система межевропейских договоров, возникшая к середине 30-х гг., как раз и преследовала цель обеспечения коллективной безопасности (в частности, СССР заключил договоры о взаимной помощи с Францией и Чехословакией). Но для надежности действия такой системы требовалось строго соблюдать взаимные обязательства, а это, как показал дальнейший опыт, происходило далеко не всегда.

Система высших и центральных органов государственного управления при Александре I
Самое начало XIX в. ознаменовано сменой лиц на российском престоле. После убийства Павла I на престол взошел его сын Александр. Александр I не хотел конфликтов с представителями высшего дворянства, но не разделял полностью их слишком свободолюбивых с его то ...

Общая характеристика Римской Республики эпохи кризиса.
К концу II века до н.э. государственный строй Рима, казавшийся современникам чрезвычайно устойчивым и даже совершенным, стал расшатываться. Вся система управления римским государством с ежегодной сменой выборных магистратов была рассчитана на небольшую общин ...

Губернская реформа
Губернские учреждения императрицы Екатерины II составили целую эпоху в истории местного управления России. В 1775 году вышел в свет обширный законодательный документ "Учреждение для управления губерний". В соответствии с этим документом вступило в ...