Первые опыты упорядочения законовСтраница 1
К вопросам упорядочения российского законодательства Сперанский имел отношение еще в начале XIX в. В период службы в 1803-1807 гг. в Министерстве внутренних дел он был причастен к деятельности Комиссии для составления законов (1796-1804 гг.) В 1892г. в "Отрывке о комиссии уложения" Сперанский пытался проанализировать работу кодификационных учреждений в XVIII в. и определил план дальнейшей деятельности: "1) составить полный свод всех законов, доныне существовавших;
2) привести в порядок и дополнить материалы, прежними комиссиями собранные;
3) наметить статьи, на кои законы или недостаточны, или противоречащие, или и совсем не существуют;
4) составить проекты на сии статьи;
5) сочинить историю российских законов как творение необходимое". Особое значение придавал Сперанский составу привлеченных к систематизации чиновников. По его мнению, это должны быть люди, которые "с довольной опытностью в делах соединяли… свежесть понятий. ., знакомы были со всеми лучшими писателями (юристами. - С. К) . Они должны сделать путешествие в государства, где наука законодательства доведена до высшего совершенства . ". Среди предложений были соображения о командировании чиновников в Англию, Францию и Германию для изучения юридической практики. [5]
Предложения Сперанского в какой-то мере были учтены при создании новой Комиссии составления законов (1804-1826гг.), в состав которой он вошел 20 декабря 1808г. Оставаясь одновременно статс-секретарем Александра I и товарищем министра юстиции, он с 1809г. возглавил Комиссию составления законов.
В своих юридических трактатах и записках "О казенных законах государства", "О Сенате" (1802г), " Об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803г), "О духе правительства", "Об образе правления" (1804г) Сперанский оценивает роль законодательства как средства закрепления и проведения политических реформ. Особенно зримо это проявилось в его "Плане государственных преобразований" ("Введение к уложению государственных законов"), подготовленных по заданию Александра I в 1809г. В данных документах Сперанский все чаше обращается к определению направлений юридической политики самодержавия, содержанию законодательного процесса, классификации законов. Из изложенных в плане "конституционных идей" и учреждений было реализовано лишь предложении о создании Государственного совета как законосовещательного органа, предварительно рассматривающего и вносящего на утверждение императора законы. [6]
Отношение Сперанского к закону и законности как средству реализации его реформаторских идей было внесено и в деятельность руководимой им Комиссии составления законов.7 марта 1809г. он представил доклад Александру, где изложил основные направления его деятельности. С 1 января 1810г. Комиссия вошла в состав Государственного совета в качестве его подразделения по подготовке законопроектов - системы уложений (гражданского, уголовного и торгового) и ряда отдельных узаконений. В этот период Сперанский активно изучал юридическую литературу, давал замечания отдельным проектам разделов уложений, занимался систематизацией гражданских законов. [7]
План реформ был громоздким. Сперанский сначала подготовил ее теоретическое обоснование. В своей записке (по объему целая книга) он рассуждает о законах государственных вообще, "о разделении их на основные или неподвижные и переходящие", обосновывает механизм принятия тех и других и их применение. Потом он принялся за разработку проекта нового государственного управления на всех его уровнях: от кабинета министров и до волостного правления.
Схема плана преобразований Сперанского
Державная власть государя императора
Государственный
Совет
Приложения
Приложение 1.
Княжеские печати 12-13 вв.
Приложение 2.
Одно из первых наскальных изображений орла. 13 в. до н.э., Турция.
Приложение 3.
Орел на печати Ивана III.
Приложение 4.
Герб при Федоре Ивановиче.
Приложение 5.
Печать ...
Значение экономических факторов для процесса перемещений народов Европы
(конец Средневековья – Новое время)
В настоящее время не подлежит сомнению важное для истории разных сторон жизни значение развития торговых сношений между отдельными странами и открытия новых для них путей. Многие важные перемены экономического характера в истории отдельных стран и народов и ...
Зарождение очагов новой мировой войны
На первых порах Версальско-Вашингтонская система устраивала многих. Но к ним с самого начала нельзя было отнести как минимум три страны — Германию, Японию и Италию.
Первые две не без оснований считали итоги послевоенного мирного урегулирования унизительными ...