Первые опыты упорядочения законов
Страница 1

Материалы » Философия права М.М. Сперанского » Первые опыты упорядочения законов

К вопросам упорядочения российского законодательства Сперанский имел отношение еще в начале XIX в. В период службы в 1803-1807 гг. в Министерстве внутренних дел он был причастен к деятельности Комиссии для составления законов (1796-1804 гг.) В 1892г. в "Отрывке о комиссии уложения" Сперанский пытался проанализировать работу кодификационных учреждений в XVIII в. и определил план дальнейшей деятельности: "1) составить полный свод всех законов, доныне существовавших;

2) привести в порядок и дополнить материалы, прежними комиссиями собранные;

3) наметить статьи, на кои законы или недостаточны, или противоречащие, или и совсем не существуют;

4) составить проекты на сии статьи;

5) сочинить историю российских законов как творение необходимое". Особое значение придавал Сперанский составу привлеченных к систематизации чиновников. По его мнению, это должны быть люди, которые "с довольной опытностью в делах соединяли… свежесть понятий. ., знакомы были со всеми лучшими писателями (юристами. - С. К) . Они должны сделать путешествие в государства, где наука законодательства доведена до высшего совершенства . ". Среди предложений были соображения о командировании чиновников в Англию, Францию и Германию для изучения юридической практики. [5]

Предложения Сперанского в какой-то мере были учтены при создании новой Комиссии составления законов (1804-1826гг.), в состав которой он вошел 20 декабря 1808г. Оставаясь одновременно статс-секретарем Александра I и товарищем министра юстиции, он с 1809г. возглавил Комиссию составления законов.

В своих юридических трактатах и записках "О казенных законах государства", "О Сенате" (1802г), " Об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803г), "О духе правительства", "Об образе правления" (1804г) Сперанский оценивает роль законодательства как средства закрепления и проведения политических реформ. Особенно зримо это проявилось в его "Плане государственных преобразований" ("Введение к уложению государственных законов"), подготовленных по заданию Александра I в 1809г. В данных документах Сперанский все чаше обращается к определению направлений юридической политики самодержавия, содержанию законодательного процесса, классификации законов. Из изложенных в плане "конституционных идей" и учреждений было реализовано лишь предложении о создании Государственного совета как законосовещательного органа, предварительно рассматривающего и вносящего на утверждение императора законы. [6]

Отношение Сперанского к закону и законности как средству реализации его реформаторских идей было внесено и в деятельность руководимой им Комиссии составления законов.7 марта 1809г. он представил доклад Александру, где изложил основные направления его деятельности. С 1 января 1810г. Комиссия вошла в состав Государственного совета в качестве его подразделения по подготовке законопроектов - системы уложений (гражданского, уголовного и торгового) и ряда отдельных узаконений. В этот период Сперанский активно изучал юридическую литературу, давал замечания отдельным проектам разделов уложений, занимался систематизацией гражданских законов. [7]

План реформ был громоздким. Сперанский сначала подготовил ее теоретическое обоснование. В своей записке (по объему целая книга) он рассуждает о законах государственных вообще, "о разделении их на основные или неподвижные и переходящие", обосновывает механизм принятия тех и других и их применение. Потом он принялся за разработку проекта нового государственного управления на всех его уровнях: от кабинета министров и до волостного правления.

Схема плана преобразований Сперанского

Державная власть государя императора

Государственный

Совет

Страницы: 1 2

Переговорные процессы
В новой исторической ситуации переговоры в Чунцине о послевоенном устройстве Китая делаются эпицентром политической борьбы. Они продолжаются с августа 1945 по март 1947 г. Американская дипломатия (посол Хэрли, а затем специальный представитель президента США ...

Итоги и причины неудачи реформы
Итоги столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 г. из общины в чересполосное укрепление вышло 2 млн. домохозяев. Им принадлежало 14,1 миллионов десятин земли, 469 тысяч домохозяев, живших в беспередельных общинах, получили ...

Социально политический кризис в начале XX в.
Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису. Он выражался в борьбе трудящихся против самодержавно-полицейского строя, в создании леворадикал ...