Учебно-воспитательный процесс
Страница 1

Согласно утвержденному 9 января 1862 года уставу учебный курс женских гимназий был рассчитан на семь классов. 31-го мая 1874г. были изданы программы и правила для женских гимназий Министерства народного просвещения. В 1879 году была утверждена единая и обязательная для всех Мариинских женских гимназий программа обучения, в 1905 году принята «Нормальная учебная табель». Этими документами женские средние учебные заведения руководствовались вплоть до 1917 года (хоть и с некоторыми изменениями) [17, с. 269].

Учебные планы для женских гимназий отличались от учебных планов правительственных мужских гимназий облегченностью учебного курса. Некоторая упрощенность гимназического образования для девочек соответствовала распространенному в XIX в. взгляду на женщину, прежде всего как на хранительницу семейного благополучия, первую наставницу детей и достигалась за счет включения в учебные программы, в основном по предметам естественно-математического цикла, большого объема практических сведений, а также за счет некоторого сокращения образовательного материала по отдельным предметам.

Учебный курс женских гимназий был разделен на семь классов и включал в себя Закон Божий, русский язык и словесность, историю, географию, природоведение, арифметику, геометрию, физику и космографию, чистописание, рукоделие. Эти предметы считались обязательными. За отдельную плату желающие обучались иностранным языкам (немецкому и французскому), рисованию, пению, танцам, музыке. В начале XX в. в женских гимназиях было введено преподавание латинского языка, домоводства, гимнастики и гигиены.

В отличие от мужских гимназий изучение латинского языка в женских гимназиях не давало девочкам права поступать в высшие учебные заведения.

В 1893 году в своде законов, касающихся народного образования, появилась статья о преподавании домоводства в гимназиях Министерства народного просвещения, но тогда оно не было введено. Вопрос об этом поднимался неоднократно. Гимнастика была включена в число обязательных предметов по «Положению» 1870 года, но в «Положении» 26 мая 1869 года, которое действовало на территории Беларуси, о гимнастике не говорилось [25, с. 86].

На уроках рукоделия ученицы занимались «шитьем, вышиванием, кройкой, вычерчиванием фасонов, изготовлением изящных вещей, а также предметов, необходимых в домашнем обиходе». Общее число часов занятий рукоделием в неделю назначалось 14, в соответствии с программами общеобразовательных предметов, которые «занимают столько времени, что не представляется возможности уделить на рукоделие больше означенного числа». В тех учебных заведениях, где существовали приготовительные классы, преподавание рукоделия начиналось в этих классах. Изящные работы преподавались желающим на дополнительных уроках, за которые учительницы получали особую плату. [24, с. 117].

Для получения аттестата об окончании гимназии требовались удовлетворительные отметки по рукоделию, и они заносились в аттестат, но при назначении наград при выпуске эти отметки в расчет не принимались.

На занятиях по изобразительному искусству для рисования с натуры использовались пособия из папье-маше, гипса, терракоты, глины, оригиналы и альбомы. В некоторых гимназиях устраивались выставки лучших рисунков.

На уроках пения гимназистки изучали теорию пения и занимались хоровым пением. В Могилевской частной гимназии Залесской было организовано 2 хора духовный и светский, в первом насчитывалось 35 учениц, во втором - 73. В некоторых гимназиях девочки обучались музыке.

Страницы: 1 2 3

Новое в научной полемике и этике
Мы живем в пору почти абсолютной свободы слова, которую я считаю единственным благом для ученого люда от посткоммунистического режима. Для полемики нет цензурных ограничений: любой россиянин может говорить и печатать (если есть деньги) практически все - хоть ...

Завоевание Закавказья.
Основная сила татаро-монголов возвратилась с награбленной добычей из Средней Азии в Монголию. Но значительная часть войска была направлена на завоевание Ирана и Закавказья. Разбив объединенные армяно-грузинские войска и нанеся огромный ущерб экономике Закав ...

Китай в мировой политике: ресурсы, цели, перспективы
Современный Китай - это динамично развивающееся государство, мощный политический центр. Сегодня он занимает шестую строчку в списке крупнейших экономик планеты и четвертую - по объему внешней торговли. Понимая, что к середине XXI в. Китайская Народная Респуб ...