Учебно-воспитательный процесс
Страница 1

Согласно утвержденному 9 января 1862 года уставу учебный курс женских гимназий был рассчитан на семь классов. 31-го мая 1874г. были изданы программы и правила для женских гимназий Министерства народного просвещения. В 1879 году была утверждена единая и обязательная для всех Мариинских женских гимназий программа обучения, в 1905 году принята «Нормальная учебная табель». Этими документами женские средние учебные заведения руководствовались вплоть до 1917 года (хоть и с некоторыми изменениями) [17, с. 269].

Учебные планы для женских гимназий отличались от учебных планов правительственных мужских гимназий облегченностью учебного курса. Некоторая упрощенность гимназического образования для девочек соответствовала распространенному в XIX в. взгляду на женщину, прежде всего как на хранительницу семейного благополучия, первую наставницу детей и достигалась за счет включения в учебные программы, в основном по предметам естественно-математического цикла, большого объема практических сведений, а также за счет некоторого сокращения образовательного материала по отдельным предметам.

Учебный курс женских гимназий был разделен на семь классов и включал в себя Закон Божий, русский язык и словесность, историю, географию, природоведение, арифметику, геометрию, физику и космографию, чистописание, рукоделие. Эти предметы считались обязательными. За отдельную плату желающие обучались иностранным языкам (немецкому и французскому), рисованию, пению, танцам, музыке. В начале XX в. в женских гимназиях было введено преподавание латинского языка, домоводства, гимнастики и гигиены.

В отличие от мужских гимназий изучение латинского языка в женских гимназиях не давало девочкам права поступать в высшие учебные заведения.

В 1893 году в своде законов, касающихся народного образования, появилась статья о преподавании домоводства в гимназиях Министерства народного просвещения, но тогда оно не было введено. Вопрос об этом поднимался неоднократно. Гимнастика была включена в число обязательных предметов по «Положению» 1870 года, но в «Положении» 26 мая 1869 года, которое действовало на территории Беларуси, о гимнастике не говорилось [25, с. 86].

На уроках рукоделия ученицы занимались «шитьем, вышиванием, кройкой, вычерчиванием фасонов, изготовлением изящных вещей, а также предметов, необходимых в домашнем обиходе». Общее число часов занятий рукоделием в неделю назначалось 14, в соответствии с программами общеобразовательных предметов, которые «занимают столько времени, что не представляется возможности уделить на рукоделие больше означенного числа». В тех учебных заведениях, где существовали приготовительные классы, преподавание рукоделия начиналось в этих классах. Изящные работы преподавались желающим на дополнительных уроках, за которые учительницы получали особую плату. [24, с. 117].

Для получения аттестата об окончании гимназии требовались удовлетворительные отметки по рукоделию, и они заносились в аттестат, но при назначении наград при выпуске эти отметки в расчет не принимались.

На занятиях по изобразительному искусству для рисования с натуры использовались пособия из папье-маше, гипса, терракоты, глины, оригиналы и альбомы. В некоторых гимназиях устраивались выставки лучших рисунков.

На уроках пения гимназистки изучали теорию пения и занимались хоровым пением. В Могилевской частной гимназии Залесской было организовано 2 хора духовный и светский, в первом насчитывалось 35 учениц, во втором - 73. В некоторых гимназиях девочки обучались музыке.

Страницы: 1 2 3

Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в. Охранительные идеи господствующего класса
Многое повидала Грановитая палата Московского Кремля. Под ее расписными сводами происходили приемы иноземных по­сольств. Среди парчовых и бархатных шуб бояр появлялись люди в тюрбанах и пестрых шелках Востока, в кружевах, атла­сах и сукнах Запада. Иван Грозны ...

Становление Президентской республики.
После того, как горбачевская администрация исчерпала свои возможности по силовому давлению на местные власти, уверенно взявшие курс на формирование собственной государственности. Центр был вынужден приступить к реформированию государственного устройства СССР ...

Миссионерская деятельность Николо-Корельского монастыря в Заполярье (XIX – начало XX в.)
С началом освоения русскими людьми северных территорий, строительством храмов и увеличением количеством верующих возникла необходимость в образовании Холмогорской епархии (в 1682 году). В числе своих главных задач новообразованное архиерейское начальство вид ...