Учебно-воспитательный процесс
Страница 2

Из необязательных предметов ученицы чаще выбирали иностранные языки немецкий и французский, и обучались, в основном, двум сразу. В некоторых гимназиях вводился также английский язык, польский язык для поляков и желающих из других национальностей по 3 урока в неделю.

Особое внимание в женских гимназиях обращалось на изучение русского языка и литературы. Это официально объяснялось низкой успеваемостью по данному предмету. В связи с таким положением начальство гимназий предлагало увеличить числе уроков русского языка за счет других предметов. Прибавление уроков русского языка, по мнению комитета, было возможно произвести только за счет одного из иностранных языков. Рекомендовалось также улучшить преподавание русского языка, используя методики, «применительные к местным условиям» [25, с. 90].

Усиленное внимание к преподаванию русского языка имело под собой и политическую подоплеку. Обязательным стало внеклассное чтение русской литературы. Программы чтения утверждались педагогическими советами гимназий и представлялись в управление Виленского учебного округа. На съезде преподавателей средних учебных заведений в 1907 году было принято постановление разрешать ученикам чтение книг только по утвержденному списку.

Для внеклассного чтения использовались уроки отсутствующих преподавателей. В некоторых гимназиях для отстающих учениц вводились «уроки грамотности», как было в Витебской Алексеевской женской гимназии, или вечерние групповые занятия со слабыми и отстающими.

В основном, женские гимназии Виленского учебного округа придерживались установленного Министерством народного просвещения устава и программ обучения, но каждая имела право вводить по своему усмотрению «в связи с местными условиями» некоторые изменения, касающиеся распределения предметов по классам, определения количества учебных часов на каждую дисциплину и др.

Во второй половине XIX в. учебный план Мариинских и министерских женских гимназий несколько различался. Различия в учебных планах женских гимназий двух ведомств создавали трудности при переходе из учебного заведения одного ведомства в другое. Еще в конце XIX в. признавалась важность установления единства в программах заведений обоих ведомств, и в начале XX века были введены объединенные планы к табели всех типов женских гимназий [17, с. 194].

Женские гимназии были учебными заведениями, призванными давать гуманитарное образование. Однако в женских гимназиях естественным наукам уделялось больше внимания, чем в мужских, где гуманитарные предметы составляли 81 %.

Гимназии имели также приготовительные классы, где девочек готовили к поступлению в низший класс. Женская прогимназия представляла собой неполную гимназию. Она имела приготовительный и четыре основных класса. В приготовительный класс принимались девочки 8-9 лет, в 1-й - 9-12, 2-й - 10-13, 3-й - 11-14, 4-й - 12-15 лет. В приготовительный класс принимались без испытаний, в другие - с испытаниями. Девочки могли поступать и среди учебного года, но должны были знать пройденный курс до того времени в этом классе. Предметы в прогимназиях преподавались по программам гимназий Министерства народного просвещения и были следующие: Закон Божий, русский и церковнославянский языки, арифметика и основания геометрии, география, отечественная и древняя история, естествоведение, французский и немецкий языки, рисование, пение, рукоделие, танцы. Уроки, длившиеся 55 мин., проходили с 8.30 до 14 часов с переменами по 10 мин. и большой переменой после 3-го урока.

Страницы: 1 2 3

Вторжение на Русь
Зимой 1237 г. полчища Батыя вторглись в пределы Рязанского княжества. Для рязанских князей, привыкших к летне-осенним набегам половцев, зимнее наступление монголо-татар явилось неожиданным. Княжеские дружины были рассредоточены в стольных удельных городах. Об ...

Реформы системы местного управления и учреждений государственной организации в 1860-е гг.
Важное место среди реформ середины XIX в. занимали реформы органов местного управления, получившие названия «земская» и «городская». Потребность в реформе управления местным (земским) хозяйством ощущалась еще в начале XIX в. Дореформенные учреждения дублиров ...

1930 Карл Ландштейнер (1868-1943)
Формулировка нобелевского комитета: «за открытие групп крови человека». В 1900 году Ландштейнер и Самуэл Шатток, работая независимо, сообщили о несовместимости разных типов человеческой крови. Заслуга Ландштейнера состояла в том, что именно он понял, что аг ...