Учебно-воспитательный процесс
Страница 2

Из необязательных предметов ученицы чаще выбирали иностранные языки немецкий и французский, и обучались, в основном, двум сразу. В некоторых гимназиях вводился также английский язык, польский язык для поляков и желающих из других национальностей по 3 урока в неделю.

Особое внимание в женских гимназиях обращалось на изучение русского языка и литературы. Это официально объяснялось низкой успеваемостью по данному предмету. В связи с таким положением начальство гимназий предлагало увеличить числе уроков русского языка за счет других предметов. Прибавление уроков русского языка, по мнению комитета, было возможно произвести только за счет одного из иностранных языков. Рекомендовалось также улучшить преподавание русского языка, используя методики, «применительные к местным условиям» [25, с. 90].

Усиленное внимание к преподаванию русского языка имело под собой и политическую подоплеку. Обязательным стало внеклассное чтение русской литературы. Программы чтения утверждались педагогическими советами гимназий и представлялись в управление Виленского учебного округа. На съезде преподавателей средних учебных заведений в 1907 году было принято постановление разрешать ученикам чтение книг только по утвержденному списку.

Для внеклассного чтения использовались уроки отсутствующих преподавателей. В некоторых гимназиях для отстающих учениц вводились «уроки грамотности», как было в Витебской Алексеевской женской гимназии, или вечерние групповые занятия со слабыми и отстающими.

В основном, женские гимназии Виленского учебного округа придерживались установленного Министерством народного просвещения устава и программ обучения, но каждая имела право вводить по своему усмотрению «в связи с местными условиями» некоторые изменения, касающиеся распределения предметов по классам, определения количества учебных часов на каждую дисциплину и др.

Во второй половине XIX в. учебный план Мариинских и министерских женских гимназий несколько различался. Различия в учебных планах женских гимназий двух ведомств создавали трудности при переходе из учебного заведения одного ведомства в другое. Еще в конце XIX в. признавалась важность установления единства в программах заведений обоих ведомств, и в начале XX века были введены объединенные планы к табели всех типов женских гимназий [17, с. 194].

Женские гимназии были учебными заведениями, призванными давать гуманитарное образование. Однако в женских гимназиях естественным наукам уделялось больше внимания, чем в мужских, где гуманитарные предметы составляли 81 %.

Гимназии имели также приготовительные классы, где девочек готовили к поступлению в низший класс. Женская прогимназия представляла собой неполную гимназию. Она имела приготовительный и четыре основных класса. В приготовительный класс принимались девочки 8-9 лет, в 1-й - 9-12, 2-й - 10-13, 3-й - 11-14, 4-й - 12-15 лет. В приготовительный класс принимались без испытаний, в другие - с испытаниями. Девочки могли поступать и среди учебного года, но должны были знать пройденный курс до того времени в этом классе. Предметы в прогимназиях преподавались по программам гимназий Министерства народного просвещения и были следующие: Закон Божий, русский и церковнославянский языки, арифметика и основания геометрии, география, отечественная и древняя история, естествоведение, французский и немецкий языки, рисование, пение, рукоделие, танцы. Уроки, длившиеся 55 мин., проходили с 8.30 до 14 часов с переменами по 10 мин. и большой переменой после 3-го урока.

Страницы: 1 2 3

Первая буржуазно-демократическая революция в России в 1905-1907 гг. Основные этапы революции
Причины, задачи, движущие силы. Причины революции коренились в экономическом и соци­ально-политическом строе России. Нерешённость аграрно-крестьянского вопроса, сохранение поме­щичьего землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации ...

Система высших и центральных органов государственного управления при Александре I
Самое начало XIX в. ознаменовано сменой лиц на российском престоле. После убийства Павла I на престол взошел его сын Александр. Александр I не хотел конфликтов с представителями высшего дворянства, но не разделял полностью их слишком свободолюбивых с его то ...

Массово-политические работы
Как и во сей стране, движение за коммунистическое отношение к труду началось в совхозах региона еще в ноябре 1958 года, и в 1965 году уже насчитывалось 27 тыс. ударников и 967 производственных подразделений коммунистического труда. Совхозы «Широкий», имени Р ...