Учебно-воспитательный процесс
Страница 2

Из необязательных предметов ученицы чаще выбирали иностранные языки немецкий и французский, и обучались, в основном, двум сразу. В некоторых гимназиях вводился также английский язык, польский язык для поляков и желающих из других национальностей по 3 урока в неделю.

Особое внимание в женских гимназиях обращалось на изучение русского языка и литературы. Это официально объяснялось низкой успеваемостью по данному предмету. В связи с таким положением начальство гимназий предлагало увеличить числе уроков русского языка за счет других предметов. Прибавление уроков русского языка, по мнению комитета, было возможно произвести только за счет одного из иностранных языков. Рекомендовалось также улучшить преподавание русского языка, используя методики, «применительные к местным условиям» [25, с. 90].

Усиленное внимание к преподаванию русского языка имело под собой и политическую подоплеку. Обязательным стало внеклассное чтение русской литературы. Программы чтения утверждались педагогическими советами гимназий и представлялись в управление Виленского учебного округа. На съезде преподавателей средних учебных заведений в 1907 году было принято постановление разрешать ученикам чтение книг только по утвержденному списку.

Для внеклассного чтения использовались уроки отсутствующих преподавателей. В некоторых гимназиях для отстающих учениц вводились «уроки грамотности», как было в Витебской Алексеевской женской гимназии, или вечерние групповые занятия со слабыми и отстающими.

В основном, женские гимназии Виленского учебного округа придерживались установленного Министерством народного просвещения устава и программ обучения, но каждая имела право вводить по своему усмотрению «в связи с местными условиями» некоторые изменения, касающиеся распределения предметов по классам, определения количества учебных часов на каждую дисциплину и др.

Во второй половине XIX в. учебный план Мариинских и министерских женских гимназий несколько различался. Различия в учебных планах женских гимназий двух ведомств создавали трудности при переходе из учебного заведения одного ведомства в другое. Еще в конце XIX в. признавалась важность установления единства в программах заведений обоих ведомств, и в начале XX века были введены объединенные планы к табели всех типов женских гимназий [17, с. 194].

Женские гимназии были учебными заведениями, призванными давать гуманитарное образование. Однако в женских гимназиях естественным наукам уделялось больше внимания, чем в мужских, где гуманитарные предметы составляли 81 %.

Гимназии имели также приготовительные классы, где девочек готовили к поступлению в низший класс. Женская прогимназия представляла собой неполную гимназию. Она имела приготовительный и четыре основных класса. В приготовительный класс принимались девочки 8-9 лет, в 1-й - 9-12, 2-й - 10-13, 3-й - 11-14, 4-й - 12-15 лет. В приготовительный класс принимались без испытаний, в другие - с испытаниями. Девочки могли поступать и среди учебного года, но должны были знать пройденный курс до того времени в этом классе. Предметы в прогимназиях преподавались по программам гимназий Министерства народного просвещения и были следующие: Закон Божий, русский и церковнославянский языки, арифметика и основания геометрии, география, отечественная и древняя история, естествоведение, французский и немецкий языки, рисование, пение, рукоделие, танцы. Уроки, длившиеся 55 мин., проходили с 8.30 до 14 часов с переменами по 10 мин. и большой переменой после 3-го урока.

Страницы: 1 2 3

1919 Жюль Борде (1870-1961)
Формулировка нобелевского комитета: «за открытия, касающиеся иммунитета». В 1895 году Борде сумел осуществить реакцию бактериолиза в пробирке. Сыворотка животных, перенесших холеру, вызывала бактериолиз холерного вибриона (возбудителя холеры). Из этого Борд ...

Введение.
История Древнего Рима богата захватывающими событиями и волнующими загадками. Имена прославленных полководцев и государственных деятелей не потеряли своего блеска и по сей день. Бесчисленное множество уроков можно извлечь из наследия прошлого. Перед нами вст ...

Тактика ликвидации крестьянского движения в Тамбовской и Саратовской  губерниях.
Ликвидация крестьянского восстания на Тамбовщине проходила в несколько этапов. Первоначально подавляли крестьянское восстание военачальники С.Н. Шикунов, Ю.Ю. Аплок и К.В. Редзько прежде всего путем военных и репрессивных мер. А.В. Павлов пытался ликвидирова ...