Учебно-воспитательный
процессСтраница 2
Из необязательных предметов ученицы чаще выбирали иностранные языки немецкий и французский, и обучались, в основном, двум сразу. В некоторых гимназиях вводился также английский язык, польский язык для поляков и желающих из других национальностей по 3 урока в неделю.
Особое внимание в женских гимназиях обращалось на изучение русского языка и литературы. Это официально объяснялось низкой успеваемостью по данному предмету. В связи с таким положением начальство гимназий предлагало увеличить числе уроков русского языка за счет других предметов. Прибавление уроков русского языка, по мнению комитета, было возможно произвести только за счет одного из иностранных языков. Рекомендовалось также улучшить преподавание русского языка, используя методики, «применительные к местным условиям» [25, с. 90].
Усиленное внимание к преподаванию русского языка имело под собой и политическую подоплеку. Обязательным стало внеклассное чтение русской литературы. Программы чтения утверждались педагогическими советами гимназий и представлялись в управление Виленского учебного округа. На съезде преподавателей средних учебных заведений в 1907 году было принято постановление разрешать ученикам чтение книг только по утвержденному списку.
Для внеклассного чтения использовались уроки отсутствующих преподавателей. В некоторых гимназиях для отстающих учениц вводились «уроки грамотности», как было в Витебской Алексеевской женской гимназии, или вечерние групповые занятия со слабыми и отстающими.
В основном, женские гимназии Виленского учебного округа придерживались установленного Министерством народного просвещения устава и программ обучения, но каждая имела право вводить по своему усмотрению «в связи с местными условиями» некоторые изменения, касающиеся распределения предметов по классам, определения количества учебных часов на каждую дисциплину и др.
Во второй половине XIX в. учебный план Мариинских и министерских женских гимназий несколько различался. Различия в учебных планах женских гимназий двух ведомств создавали трудности при переходе из учебного заведения одного ведомства в другое. Еще в конце XIX в. признавалась важность установления единства в программах заведений обоих ведомств, и в начале XX века были введены объединенные планы к табели всех типов женских гимназий [17, с. 194].
Женские гимназии были учебными заведениями, призванными давать гуманитарное образование. Однако в женских гимназиях естественным наукам уделялось больше внимания, чем в мужских, где гуманитарные предметы составляли 81 %.
Гимназии имели также приготовительные классы, где девочек готовили к поступлению в низший класс. Женская прогимназия представляла собой неполную гимназию. Она имела приготовительный и четыре основных класса. В приготовительный класс принимались девочки 8-9 лет, в 1-й - 9-12, 2-й - 10-13, 3-й - 11-14, 4-й - 12-15 лет. В приготовительный класс принимались без испытаний, в другие - с испытаниями. Девочки могли поступать и среди учебного года, но должны были знать пройденный курс до того времени в этом классе. Предметы в прогимназиях преподавались по программам гимназий Министерства народного просвещения и были следующие: Закон Божий, русский и церковнославянский языки, арифметика и основания геометрии, география, отечественная и древняя история, естествоведение, французский и немецкий языки, рисование, пение, рукоделие, танцы. Уроки, длившиеся 55 мин., проходили с 8.30 до 14 часов с переменами по 10 мин. и большой переменой после 3-го урока.
Эпоха «просвещенного абсолютизма» как один из этапов российской
государственности
Петровская эпоха была завершением процесса складывания абсолютизма, но она же оказалась и наиболее полным его выражением. Именно при Петре I неограниченность власти монарха достигла максимального предела. Последующий же период стал этапом выработки пусть и н ...
Статус отдельных членов семьи
Главой семьи (патриархом или большаком) являлся прадед, дед или отец, которому принадлежало главенствующее положение в семье. Семейное имущество, за исключением приданого жены, находилось в коллективной собственности, но распоряжался им большак. Большак осущ ...
Становление сегуната как системы государственного управления в Японии
(конец XII – вторая половина XVI
в.). Камакурский сёгунат 1192—1333. Правительство Кэмму -
попытка реставрации власти император
Япония к XII веку была как политически, так и экономически нестабильной. Страна была раздроблена, не было четкого управления, четкой централизации власти. Власть дома Фудзивара постепенно ослабела, чему в известной мере способствовало усилившееся противостоя ...