Введение
Страница 2

В советский период история женского образования на территории Беларуси объектом исследования становится редко. Женские учебные заведения не рассматривались как отдельный объект исследования.

Углубленное изучение просвещения и школы дооктябрьского периода началась в 50 – 60-е годы. М. К. Кирилов широко осветил состояние начального образования в Беларуси, в том числе и женского. Он затрагивает особенности политики правительства по отношению к женскому образованию, характеризует типы начальных женских школ, приводит статистические сведения по ним.

В 70-е годы историки стали уделять несколько большее внимание исследованию вопроса женского образования. Развитие женской школы более детально начал изучать Г. Р. Сенькевич [4,5]. В его статьях рассматривается динамика развития женских гимназий начальных школ после реформы 1861 года. Г. Р. Сенькевич одним из первых выделил историю развития женских учебных заведений как отдельную историческую проблему.

80-90-е годы отмечены первым опытом создания специальных научных исследований по истории школы и педагогической мысли Беларуси конца XIX – начала XX вв. Одной из первых попыток реализовать новые подходы к освящению истории школы и педагогической мысли Беларуси конца XIX – начала XX вв. стали исследования С. В. Снапковской [24]. Они содержат глубокий анализ правительственной политики в сфере народного образования на территории Беларуси, истории школы и педагогической мысли в период второй половины XIX – начала XX вв., хотя женское образование в них отдельно не исследуется.

Развитие женского образования в Беларуси в XIX – начале XX вв.в настоящее время исследует М. А. Ступакевич [25]. В работе рассматриваются основные тенденции и механизмы развития женского образования в Беларуси в изучаемый период. Анализируются процессы возникновения, развития и реформирования женских начальных и средних школ. Раскрывается специфика управления женскими учебными заведениями, особенности учебного и воспитательного процессов, формирования и деятельности педагогического состава.

Особое внимание уделяется женским училищам духовного ведомства. Историю епархиальных женских училищ в своей работе рассматривает Е. А. Андреева [2,3]. Среди современных исследователей женского образования можно назвать также Л. Третьякову и других.

Отдельная работа Герасимовой И. П. [11] посвящена развитию еврейского образования. В ней прослеживается процесс открытия еврейских женских школ и отношение к ним царского правительства.

Источники по данной теме можно разделить на опубликованные и не опубликованные. Опубликованные источники можно подразделить на следующие основные группы: законодательные акты, делопроизводственная документация, публицистика, статистические материалы, воспоминания и мемуары.

Законодательные акты представлены различными положениями, законами, постановлениями, распоряжениями, высочайшими повелениями, регламентирующих деятельность женских учебных заведений. Среди них «Сборник постановлений по Министерству народного просвещения», «Положение о народных училищах и женских гимназиях юго-западного края и правила о специальных испытаниях по Министерству народного просвещения» и ряд других источников данного типа, которые позволяют создать представление о системе женского образования и её элементах.

Вторую обширную группу источников составляют делопроизводственные документы: циркуляры, доклады, отчёты, обзоры. Большой фактический материал дают отчёты органов управления народным образованием, а также отчёты по отдельным учебным заведениям. Встречаются обзоры деятельности Министерства народного просвещения, обзоры заведений ведомства учреждений Императрицы Марии за различные года. В них содержатся списки женских учебных заведений, данные об их устройстве. К делопроизводственной документации учебных заведений относятся также устав, инструкции, правила и программы преподавания учебных предметов.

Третья группа источников – это материалы публицистического характера в периодических изданиях. Среди них можно назвать газеты «Губернские ведомости», «Наша нiва» и другие.

Следующую группу источников составляют статистические материалы. К ним относятся сборники историко-статистических материалов по губерниям, сборники справочных сведений по Министерству народного просвещения, справочные книги и другие документы, которые содержат информацию о численности преподавателей и учащихся, их социальном и национальном составе, датах учреждения женских учебных заведений, суммах отпускаемых на их содержание и т. д.

Страницы: 1 2 3

Римская община в VIII-VII вв. до н. э. Органы управления периода «военной демократии»
Нет никаких оснований подвергать сомнению устоявшийся взгляд на римскую общину VIII-VII вв. до н. э. как на социальное образование эпохи «военной демократии». О чёткой классовой структуре римского общества в этот период говорить не приходится. Как отмечает Е ...

1957 Даниель Бове (1907)
Формулировка нобелевского комитета: «за открытия, касающиеся синтетических соединений, которые подавляют действия некоторых веществ организма и особенно их действие на сосудистую систему и скелетные мышцы». Разработка фармакологических средств, действующих ...

Массово-политические работы
Партийные и советские организации, хозяйственные органы области проводили большую массово-политическую работу, направленную на повышение уровня производства. Большую помощь труженикам села оказали рабочие области. Укреплялись сельские партийные организации. ...