Римская община в VIII-VII вв. до н. э. Органы
управления периода «военной демократии»Страница 1
Нет никаких оснований подвергать сомнению устоявшийся взгляд на римскую общину VIII-VII вв. до н. э. как на социальное образование эпохи «военной демократии». О чёткой классовой структуре римского общества в этот период говорить не приходится. Как отмечает Е. М. Штаерман, «знать и простой народ входили в они и те же общины и различались по социальному статусу, по месту в руководстве общиной в мирное и военное время, а не по своим владельческим правам, т. е. отношению к средствам протизводства и не по месту в процессе производства, т. е. не так, как различались классы и классы-сословия»[32].
Управление Римской общиной в древнейший период было достаточно обстоятельно исследовано в советской историографии[33]. Рассмотрим основные принципы управления Римской общиной, основные политические институты и характер их взаимодействия.
Органы управления Рима в древнейший период его истории характеризуются наличием трёх основных элементов, обычно свойственных т. н. периоду военной демократии. Верховную власть в Римской общине олицетворял царь (рекс). Эта должность замещалась путём выборов, в которых участвовали полноправные граждане, собранные по куриям. Т. Моммзен в своей «Истории Рима» даёт очень интересную трактовку сущности царской власти: «Царская власть была…в одно и то же время и неограниченной, и связанной законами; она была неограниченной, поскольку всякое царское веление, справедливое или несправедливое, должно было исполняться безусловно; она была ограниченной, поскольку всякое царское повеление, противоречащее обычаям и не одобренное настоящим сувереном – народом, - не вело ни к каким правовым последствиям»[34].
Главными прерогативами рекса являлись верховное управление (имевшее целью обеспечение внутреннего порядка, охрану «традиций и нравов отцов»), высшее военное командование (включая организацию ополчения, с правом назначения нижестоящих военачальников), судебные полномочия (вплоть до права жизни и смерти[35]), функции верховного жреца (включающие руководство общественными священнодействиями и жертвоприношениями)[36].
Специфика царской власти в данную эпоху заключалась в том, что повеления рекса, обязательные для исполнения всеми членами общины, действовали только в течение жизни данного правителя; с его смертью указанные повеления переставали быть обязательными. Для более эффективного осуществления своих полномочий рекс мог назначать себе помощников (в первую очередь, по военным делам). При царе имелась военная дружина, включавшая в себя пешие и конные подразделения; наиболее привилегированным являлось подразделение вооружённых телохранителей, составлявших собственную «лейб-гвардию» рекса[37]. Власть рекса была пожизненной, но не наследственной[38]. Согласно историческим свидетельствам, всего в Риме сменилось семь рексов.
Римские цари не обожествлялись, как цари у многих стадиально близких народов Азии и Африки, но власть их санкционировалась богами через авгуров и носила сакральный характер[39].
В качестве совещательного органа при рексе выступал сенат, первоначально включавший в свой состав всех родовых старейшин. По мере ослабления роли родовых традиций сенат стал назначаться рексом из представителей патрицианского сословия без учёта их конкретной родовой принадлежности. Сенаторы, по словам Моммзена, превратились в «коллегию должностных лиц» при царе[40].
Право созыва сената и председательствования на его заседаниях принадлежало рексу. Постановления сената, касавшиеся наиболее важных вопросов общественного управления (объявление войны и заключение мира, предоставление гражданства, отправление религиозного культа), обычно должны были приниматься рексом во внимание, но не имели для него императивного характера. Роль сената заметно возрастала в условиях войны или серьёзных внутренних потрясений. Однако своего максимального объёма власть сената достигала в случае смерти рекса, когда возникал период междуцарствия. В этих условиях сенат избирал из своей среды 10 человек, которые по очереди, в течение 5 дней каждый, управляли государством, пока не определялась кандидатура нового рекса[41]. Намеченная кандидатура предварительно обсуждалась в сенате, а затем представлялась народному собранию. Решение народного собрания об избрании нового царя также подлежало утверждению в сенате. Естественно, что сенат был заинтересован в продлении срока междуцарствия, поскольку в этот период вся реальная власть находилась в его руках.
Народные собрания в Риме имели общее название комициев и являлись формой участия взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан в решении дел общественной важности; древнейшими видами народных собраний были собрания по куриям (куриатные комиции). В качестве их основных функций И. Л. Маяк приводит следующие: регистрации рождения, смерти, браков, принятие в гентильную организацию чужаков[42].
Поход в среднюю Азию. Сильный враг - Кучлук-хан
Вернувшись из Китая, Чингис-хан должен был обратить внимание на ближайший к нему запад, где у него оставался еще сильный враг - Кучлук-хан, который коварством успел завладеть Кара-китайской державой. Не были еще покорены некоторые народы к западу от Алтая до ...
Соединенные Штаты Америки во 2-й половине XVIII – начале XX века
В Северной Америке на побережье Атлантического океана Великобритания владела 13 колониями, которыми управляли назначаемые из Лондона губернаторы и местные законодательные собрания. Основой их экономики было сельское хозяйство, которым занимались как фермеры, ...
Пик антимосковских выступлений на Украине (1668-1670 гг.). Борьба за власть
внутри казачьей элиты. (И. Брюховецкий, П.Дорошенко, Д.Многогрешный).
Предметные разговоры Дорошенко и Брюховецкого о союзе против Москвы начались осенью 1667 года, когда первый обещал сделать боярина гетманом всей Украины, уступив свою булаву. Но взамен тот должен был выбить русские войска из городов и принять турецкое поддан ...