Программа систематизации законодательства
Страница 1

Материалы » Философия права М.М. Сперанского » Программа систематизации законодательства

Программа систематизации законодательства Сперанского отражала философско-правовые взгляды, основанные на религиозно-нравственных идеях и принципах естественного права. Главным содержанием юридических воззрений Сперанского было так называемое "союзное бытие" человека, его союз с людьми и богом; фундамент этого союза составляет нравственность ("совесть", "правда"), а средства укрепления - религия и законодательство. Последнее, реализуя "естественное", божественное право человека, исходит от власти монарха - представителя божественной власти на земле. Важным звеном юридической политики Сперанский считал информированность государственных учреждений, их служащих и населения о законах, их доступность, ясность, единообразие в применении. Это составляло "законность" общественной жизни, что было невозможно, по мнению Сперанского, без систематизации законов. [10]

Программа была изложена Сперанским в ряде подданных в январе 1826-1828гг. записок императору, а затем - в "пояснительных сочинениях" к актам систематизации законодательства - в предисловии к первому изданию Полного собрания законов Российской империи (1830г) и "Обозрение исторических сведений о Своде законов" (1833г). Существенные дополнения к этой программе даны в ряде неопубликованных юридических трактатов Сперанского, подготовленных для чиновников, занимавшихся упорядочением законов[11].

Прежде всего, предлагалось "определить в точности пространство предприятия, назначить соразмерные способы, установить постепенность работ и исчислить время их окончания", т.е. наметить объем работы, принципы и последовательность приведения законодательных актов в систему, сроки завершения этой работы. Сперанский выделил "два главных разряда законов": "коренные, или основные (фундаментальные), законы о наследии престола, о порядке законодательства и о правах, разным состояниям от самодержавной власти присвоенных", и "законы управления" ("права внешние, военные, полиции, судебные, хозяйственные"). И если первые следовало оставить без изменения, то вторые (за исключением "внешних и военных") - консолидировать в виде сводов, объединив в общий Свод законов Российской империи, а затем провести кодификацию в виде уложений.

В качестве исходной основы систематизации законодательства Сперанский предложил "издание Полного собрания законов" по хронологическому порядку - предприятие огромное и могущее составить памятник в истории всех законодательств". Далее работа должна строиться на основе собранного законодательного массива по схеме: свод - уложение - учебная книга. Это и определяло основные этапы систематизации законодательства.

Свод законов Российской империи представлялся Сперанскому сложной инкорпорацией действующего законодательства, внутреннее содержание которого должны были составить акты консолидации отраслевых законов по их институтам (например, Свод законов гражданских, уголовных и т.п.). "Свод - подчеркивал Сперанский, - есть соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в известном порядке. Порядок сей бывает или хронологический, когда законов слагаются по порядку их издания, невзирая на разновидность их содержания, или азбучный, когда они располагаются по порядку слов, или, наконец, систематический, когда они располагаются по предметам . ". Сперанский остановился на последней, наиболее удобной и сложной с точки зрения юридической техники форме - Свод законов как систематической инкорпорации законов.

Страницы: 1 2 3

Формирование и деятельность губных учреждений
Возникшие в ходе преобразований 30-40-х г. г. XVI в. органы губного самоуправления стали важным звеном местного самоуправления вплоть до конца XVII в., сосредоточив в своих руках всю полноту власти по управлению подведомственной территорией. Возглавлял губно ...

Комитет министров
Для решения межведомственных вопросов созывались совещания министров. С 1802 по 1812 гг. совещания проводились нерегулярно (в зависимости от текущей ситуации) и не имели постоянного организационного статуса. С 1812 г. совещания министров были организационно ...

Общественное движение в 1880-1890 гг.
Главные особенности: начало рабочих выступлений, создание первых рабочих организаций, кризис народничества, оживление консерватизма, появление и обширное распространение марксизма. Народничество было в упадке, т.к. цареубийство 1 марта 1881 года вызвало раз ...