Программа систематизации законодательства
Страница 2

Материалы » Философия права М.М. Сперанского » Программа систематизации законодательства

Следующим этапом, который должен был восполнить пробелы в законодательстве, привести в единую согласованную систему отраслевые законы, должна была стать кодификация - подготовка уложений. Уложение, отмечает Сперанский, - есть систематическое изложение законов по их предметам так, чтобы:

1) законы общие предшествовали частным и предыдущие приуготовляли смысл и разумение последующих;

2) все законы, по своду не достающие, дополнены были в уложении и обнимали бы, сколько можно более случаев, не нисходя, однако же, к весьма редким и чрезвычайным подробностям". Необходимой частью кодификации, "принадлежащей к уложению", Сперанский считал подготовку "изъяснений", в которых "излагается разум или основание законов, дается отчет в причинах и необходимости дополнений или перемен, в уложение введенных, и устанавливается связь их с законами существующими".

Сперанский определил и разумные пределы кодификации законодательства: только "судебные законы", к которым он относил гражданское, уголовное и процессуальное законодательство, могут быть изложены посредствам сводов и уложений с соответствующими комментариями и учебными книгами. "Нет примера, да и невозможно почти составить уложение законов полицейских и хозяйственных, - писал Сперанский, - Само существо сих законов по непрестанности их движимости, изменению и непрерывному приращению не допускает систематического их изложения". Теоретические основы этих отраслей, т.е. то, "что они имеют общего и неподвижного", предлагалось изложить в "учебных книгах". Административно-полицейское и хозяйственное законодательство подлежало тематическое инкорпорация в виде сводов, которые, "составив раз, должно продолжить тем же порядком ежегодно".

Рассматривая задачи систематизации несколько шире, чем приведение в систему самих законов, Сперанский предлагал создать на основе материалов по обработке законодательства учебную книгу, которая должна представлять "то же самое уложение, но более методическое и приспособленное к учебному преподаванию в училищах". В этом выразилось его намеренье соединить в Своде законов две цели: удобство употребления их при производстве дел и средство к систематическому их изучению, так чтобы те же законные книги, а не две системы разные были основанием и в отправлении дел, и в учебном образовании". [12]

Ряд положений программы Сперанского касался организационной стороны дела - существенных преобразований в структуре, составе и ходе работы Комиссии составления законов. Следовало конкретно, с исчерпывающей точностью определить компетенцию этого учреждения, пересмотреть состав, оставив и приняв на службу наиболее способных чиновников, создать и специализировать внутреннее подразделение по отдельным видам деятельности, предусмотреть строгую последовательность работ и определить сроки завершения подготовки собраний, сводов, уложений и учебных книг. Окончание работ Сперанским предлагалось к концу 1828 г. [13]

1826-1839 гг. программа систематизации законов получила дальнейшее развитие. Занимаясь ее реализацией, Сперанский в процессе решения проблем практического характера в различного рода юридических трактатах, наставлениях чиновникам, пояснительных записках и обозрениях раскрывал содержание каждого этапа упорядочения законов.

Страницы: 1 2 3

Просвещение и передовая русская общественная мысль
Тем не менее открытое обсуждение крестьянского вопроса, составлявшего главное содержание классовой борьбы в России, придало русской общественной мысли по­литическую заостренность. Публичное порицание крепостниче­ских порядков свидетельствовало о глубоких изм ...

Управление и учебный процесс в средних женских училищах духовного ведомства
Управление женскими училищами духовного ведомства осуществлялось Священным Синодом, а на местах - епархиальными архиереями. Правления училищ для девиц духовного звания состояли из начальницы, благочинного, который назначался архиереем из протоиереев или свящ ...

Французская буржуазная революция и русская общественная мысль
В дни, когда во Франции вооруженный народ штурмовал Бастилию, в России Радищев печатал свое «Путешествие из Петербурга в Москву». Тогда же Я. Б. Княжнин завершал свою последнюю трагедию «Вадим Новгородский», явившуюся вершиной дворянского свободомыс­лия. Яко ...