Программа систематизации законодательстваСтраница 3
Прежде всего, им были определены принципы составления Полного собрания законов - хронологической инкорпорации ранее изданных законов. В качестве исходной точки сбора законов был определен 1649г., поскольку в юридической практике использовались законы, лишь начиная с Соборного уложения. Собрание должно было состоять из двух частей: в первую предполагалось включить законы до вступления на престол Николая I (1649-1825 гг.), а вторая мыслилась как продолжающееся издание текущего законодательства (начиная с декабря 1825 г.). В него включались только акты нормативного характера, устанавливающие "общие правила" или решения по юридическим делам, которые распространялись императорским указом на подобные случаи в будущем. Собрание, по мысли Сперанского, должно стать основой свода законной, его фундаментом. [14]
Идеи создания Свода законов в 1826-1832гг. также получили дальнейшую детализацию в связи с определением его содержания, структуры и внутренней классификацией законов. Решение вопросов о структуре Свода, Сперанский исходил из своей теории "созданного бытия человека", согласно которой существует две сферы общественных отношений: "верховной власти и подданных" - "публичная или политическая сфера" и "частных лиц" между собой - "гражданская сфера". В соответствии с этим он определял "два порядка законов" - "законы государственные" и "законы гражданские". В каждом из "порядков", по его мнению, имеются два "разряда законов по различию предметов и начал, на коих они утверждаются": содержащие "правило", т.е. "определительные" ("защитительные", "повелительные"), и его "охранение" ("охранительные"). В самом общем виде система законов представлялась Сперанскому следующей:
1)"государственные определительные";
2)"государственные охранительные";
3)"гражданские определительные";
4)"гражданские охранительные". [15]
В качестве правил составления Свода законов Сперанский решил принять начала, установленные известным английским юристом Ф. Бэконом. При этом развил их, снабдил практическим комментарием и свел к следующему: включить в свод только действующие законы; из многочисленных законов, "одно и то же гласящих", включить "полнейшие"; сохранить по возможности текст старых законов, а при новом изложении - их смысл; обеспечить точное и логичное словесное выражение текста закона, исключить коллизионные нормы; обеспечить проверку состава свода (ревизию) в министерствах и ведомствах с последующим утверждением "надлежащей властью"; "как Своды обнимают только пришедшие и не определяют ничего в будущем, последующие законодательные акты включать в особые Продолжения Свода законов". [16]
Свод законов Российской империи предусматривался Сперанским как общий акт для всей страны. На его основе и в развитие должны быть изданы остальные Своды ведомственных (военного, морского) и региональных (польских, финляндских, прибалтийских, западных губерний) узаконений. Предусматривалась также кодификация норм обычного права. [17]
Продовольственные проблемы 70 – 80-х гг
В 1966-1980 гг. в аграрный сектор страны было направлено около 400 млрд руб. инвестиций, что по официальному курсу тех лет равнялось 680 млрд долл. и составляло 78% всех инвестиций, направленных на развитие сельского хозяйства за все годы советской власти, т ...
Эволюция наместничьего управления
Местное управление до середины XVI века строилось на основе системы кормлений. Государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости ...
Реформы в области народного образования и печати
14 июля 1864 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах". Оно предоставляло право открывать начальные школы, как общественным учреждениям, так и частным лицам, но лишь с разрешения властей. Учредители брали на себя заботу о материа ...