Программа систематизации законодательства
Страница 3

Материалы » Философия права М.М. Сперанского » Программа систематизации законодательства

Прежде всего, им были определены принципы составления Полного собрания законов - хронологической инкорпорации ранее изданных законов. В качестве исходной точки сбора законов был определен 1649г., поскольку в юридической практике использовались законы, лишь начиная с Соборного уложения. Собрание должно было состоять из двух частей: в первую предполагалось включить законы до вступления на престол Николая I (1649-1825 гг.), а вторая мыслилась как продолжающееся издание текущего законодательства (начиная с декабря 1825 г.). В него включались только акты нормативного характера, устанавливающие "общие правила" или решения по юридическим делам, которые распространялись императорским указом на подобные случаи в будущем. Собрание, по мысли Сперанского, должно стать основой свода законной, его фундаментом. [14]

Идеи создания Свода законов в 1826-1832гг. также получили дальнейшую детализацию в связи с определением его содержания, структуры и внутренней классификацией законов. Решение вопросов о структуре Свода, Сперанский исходил из своей теории "созданного бытия человека", согласно которой существует две сферы общественных отношений: "верховной власти и подданных" - "публичная или политическая сфера" и "частных лиц" между собой - "гражданская сфера". В соответствии с этим он определял "два порядка законов" - "законы государственные" и "законы гражданские". В каждом из "порядков", по его мнению, имеются два "разряда законов по различию предметов и начал, на коих они утверждаются": содержащие "правило", т.е. "определительные" ("защитительные", "повелительные"), и его "охранение" ("охранительные"). В самом общем виде система законов представлялась Сперанскому следующей:

1)"государственные определительные";

2)"государственные охранительные";

3)"гражданские определительные";

4)"гражданские охранительные". [15]

В качестве правил составления Свода законов Сперанский решил принять начала, установленные известным английским юристом Ф. Бэконом. При этом развил их, снабдил практическим комментарием и свел к следующему: включить в свод только действующие законы; из многочисленных законов, "одно и то же гласящих", включить "полнейшие"; сохранить по возможности текст старых законов, а при новом изложении - их смысл; обеспечить точное и логичное словесное выражение текста закона, исключить коллизионные нормы; обеспечить проверку состава свода (ревизию) в министерствах и ведомствах с последующим утверждением "надлежащей властью"; "как Своды обнимают только пришедшие и не определяют ничего в будущем, последующие законодательные акты включать в особые Продолжения Свода законов". [16]

Свод законов Российской империи предусматривался Сперанским как общий акт для всей страны. На его основе и в развитие должны быть изданы остальные Своды ведомственных (военного, морского) и региональных (польских, финляндских, прибалтийских, западных губерний) узаконений. Предусматривалась также кодификация норм обычного права. [17]

Страницы: 1 2 3 

Судоустройство и судопроизводство России в 1696–1710 гг. Ратуша как орган правосудия
По реконструированному Н.Б. Голиковой именному указу 1696 г., трансформированный годом ранее из Преображенской потешной избы Преображенский приказ заполучил исключительное право суда по государственным преступлениям. Отныне, независимо ни от территории, ни о ...

Политика Ф. Рузвельта в области экономики
Экономический кризис заставил американское правительство искать пути оздоровления хозяйства и разработать комплексную антикризисную программу. Решение этих задач связано с именем крупного политического деятеля XX века Франклина Рузвельта, представителя Демок ...

Расширение народного образования
К важным результатам деятельности правительства "просвещённого абсолютизма" относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. С Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребносте ...