Преобразования Сетоку - Тайси и зачатки государственности в Японии
Страница 1

Материалы » Политика Сетоку-Тайси по созданию централизованного государства в Японии в начале VII в. » Преобразования Сетоку - Тайси и зачатки государственности в Японии

При рассмотрении данной темы, в первую очередь встает вопрос о роли в этом процессе наследного принца. Многовековая традиция считает Сётоку-тайси наиболее крупной фигурой раннего японского средневековья и одной из самых выдающихся личностей в истории страны вообще. Сётоку-тайси приписывается исключительное значение в развитии японской государственности и культуры; в буддийских кругах он считается основоположником японского буддизма; адепты синтоизма признают его воплощением "ками". В японской и западной историографии и религиоведении деятельность Сётоку-тайси, как правило, оценивается исключительно высоко. В советской японоведческой литературе о принце говорится в самых положительных тонах. Сётоку-тайси приписывается составление двух важнейших документов периода становления японского государства — "Конституции из 17 статей" и "Табели о рангах".

В то время в Японии распространялся не только буддизм, но и определенное влияние на общество оказали и конфуцианские идеи. Они нашли практическое воплощение на японской почве, когда Сётоку-тайси ввел в 603 г. "Табель о рангах". Их было шесть, но каждый подразделялся на высший и низший, образуя систему из 12 рангов.

"Степени были суть следующие:

Дай-току- (большая добродетель)

Сё-току-(малая добродетель)

Дай-нин-(большая гуманность, милосердие)

Сё-нин-(малая гуманность)

Дай-рай- (большая церемония)

Сё-рай-(малая церемония)

Дай-син-(большая вера, истина)

Сё-син- (малая вера)

Дай-ги-(большая истина, справедливость)

Сё-ги-(малая истина)

Дай-ти-(большое знание)

Сё-ти- (малое знание)".

В наименование этих рангов вошли пять свойств человека, разработанные конфуцианством. Высшим рангом являлась "добродетель", за которым закреплялся пурпурный цвет одежды. Затем следовали "гуманность"— зеленый цвет, "церемония"— красный цвет, "вера"— желтый цвет, "истина"— белый цвет и "мудрость"— черный цвет.

Чиновник каждого ранга носил на голове шелковую повязку или головкой убор соответствующего цвета.

Введение табели о рангах преследовало цель создать более широкую социальную базу пополнения чиновничьего аппарата. Отныне чиновниками могли быть не только выходцы из влиятельных домов центрального, Кинайского района, но и способные люди независимо от семейной группы и социального ранга. Попытка такого рода введения ставила целью укрепить императорскую власть, но на деле часто нарушалась, особенно представителями Сога, которые сами присваивали себе пурпурный цвет. Официально ранги присваивал император, однако, не стоит забывать, что Умаядо состоял в родственной связи с кланом Сога, отсюда и произвол с их стороны. То есть, можно сказать, что данный ритуал возвеличивал императора перед лицом всех родов, за исключением рода Сога.

Весной 604 г. эти ранги впервые присваиваются чиновникам и одновременно вводится китайский придворный церемониал: сановники были обязаны лежать ниц перед верховным правителем, вползать и выползать из помещения, где он находился, но так, чтобы все время быть обращенными к нему лицом. За нарушение придворного церемониала виновный приговаривался к смертной казни.

Страницы: 1 2 3