Правозащитная деятельность А. Д. САХАРОВА. Начало борьбы за права человека
Страница 2

Материалы » А.Д. Сахаров - человек, ученый, политик » Правозащитная деятельность А. Д. САХАРОВА. Начало борьбы за права человека

Так, в год Пражской весны и усиления авторитарной системы в СССР, что не могло не отразиться на А.Д.Сахарове, появилась его статья "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". Ста­тья получила широкое распространение за рубежом, в СССР она распространялась в самиздате, в официальной же советской прессе делалось все возможное для того, чтобы замолчать со­держание статьи, очень редкие упоминания о ней были лишь негативного характера.

Андрей Дмитриевич писал в этой статье, что "разобщенность человечества угрожает ему гибелью, . все народы имеют право решать свою судьбу свободным волеизъявлением".[89] Основная мысль статьи заключается в том, что "человечество подошло к критическому моменту своей истории, когда над ним нависли опасности термоядерного уничтожения, экологического самоотравления, голода и неуправляемого демографического взрыва, дегуманизации и догмати­ческой мифологизации. Эти опасности многократно усиливают­ся разделением мира, противостоянием социалистического и капиталистического лагерей. В статье защищается идея конвер­генции (сближения) социалистической и капиталистической систем. Конвергенция должна « . способствовать преодолению раз­деления мира и тем самым - устранить или уменьшить главные опасности, угрожающие человечеству. В результате экономической, социальной и идеологической конвергенции должно возникнуть научно управляемое демократическое плюралистическое общество, свободное от нетерпимости и догматизма, проникну­тое заботой о людях и будущем Земли и человечества, соединяющее в себе положительные черты обеих систем".[90]

"Идеи, развитые Андреем Дмитриевичем в статье, отра­зили огромную глубину его взглядов, здесь был показан путь, вступив на который человечество избавилось бы от многих бед. Сама мысль о конвергенции тогда еще казалась несбыточной мечтой, утопией, не учитывающей реальности современного мира, однако годы спустя мы видим, что она становится реальностью, начинает (хотя и несколько изменив свой первоначальный смысл ввиду ликвидации социалистической системы) осуществляться.

Андрей Дмитриевич прекрасно знал, в какое время он пишет свою статью; он понимал, что его идеи тогда не могли осуществиться, но был убежден, что когда ничего нельзя сде­лать для улучшения скверной ситуации, следует "создавать идеалы, даже когда не видно непосредственного пути к их осуществлению. Ведь если нет идеалов, то и надеяться вообще не на что".[91] Недовольство официальных советских властей опубликованием этой статьи нашло выражение в мести ее автору, А.Д.Сахаров был отстранен от секретной работы и "отлучен" от привилегий советской "номенклатуры". Но, несмотря на лишение привелегий, он вскоре передал на строительство онкологической больницы и Красному Кресту почти все личные сбережения (139 тыс.рублей[92] ),показав, таким образом, что является подлинно гуманным человеком, который живет по принципам доб­ра и милосердия,

С 1970 г. защита прав человека, защита людей, ставших жертвой политической расправы вышли для него "на первый план".[93] В 1970 г. (совместно с В.Чалидзе и А.Твердохлебовым, в дальнейшем Т.Подъяпольским и Й.Шафаревичем) Андрей Дмитриевич участвует в создании Комитета прав человека. В это же время (совместно с физиком и математиком В.Турчиным и историком Р.Медведевым) он опубликовал письмо в ЦК КПСС, Совмин СССР и Президиум Верховного Совета СССР, в котором говорилось "о необходимости демократизации общества для развития науки, экономики, культуры".[94]

В том же 1970 г. А.Д.Сахаров впервые присутствовал на судебном процессе против инакомыслящих (суд над математиком Р.Пименовым и артистом Б.Вайлем, обвинявшимися в распространении самиздата) .[95] В декабре 1970 г. он выступил за отмену смертной казни по делу Э.Кузнецова и М.Дымшица и смягчение участи остальных обвиняемых на "самолетном процессе".[96] 5 марта 1971 г. Андрей Дмитриевич направил на имя Л.Брежнева "Па­мятную записку". "Формально "Памятная записка" была построе­на как конспект или тезисы предполагаемого разговора с выс­шим руководством страны: эта форма представлялась (Андрею Дмитриевичу) удобной для краткого и четкого, без каких либо литературных красот и лишних слов, изложения в виде тезисов программы демократических (плюралистических) реформ и необ­ходимых изменений в экономике, культуре, в правовых и социальных вопросах и в вопросах внешней политики.[97]

Страницы: 1 2 3 4

Приложения
Приложение 1. Княжеские печати 12-13 вв. Приложение 2. Одно из первых наскальных изображений орла. 13 в. до н.э., Турция.   Приложение 3. Орел на печати Ивана III. Приложение 4. Герб при Федоре Ивановиче. Приложение 5. Печать ...

Революционные общественно-политические взгляды. А. Н. Радищев
Восстание Пугачева, европейская просветительская мысль, уро­ки революционной войны в Америке и революционная ситуация во Франции способствовали возникновению в русском просветительстве революционного на­правления. Этот перелом в истории русской общественной ...

1977 Розалин Ялоу (1921)
Формулировка нобелевского комитета: «за открытие метода радиоиммунологического исследования пептидных гормонов ». Ялоу и Соломон Берсон оказались способны устранить возникшее препятствие на пуги развития физиологии и сделали это наиболее неожиданный способ ...