Правозащитная деятельность А. Д. САХАРОВА. Начало борьбы за права человека
Страница 1

Материалы » А.Д. Сахаров - человек, ученый, политик » Правозащитная деятельность А. Д. САХАРОВА. Начало борьбы за права человека

1965-1967 годы были "

не

только периодом самой интен­сивной научной работы, но и временем, когда А.Д.Сахаров приблизился к рубежу разрыва с официальной позицией в общественных вопросах, к повороту в (своей) деятельности и судьбе".[77] К 1966-1967 г.г. относятся первые обращения А.Д.Сахарова в защиту политических и гражданских прав советских людей, против рестанализации.

В 1966 г. он обратился совместно с другими известными учеными (П.Капица, М.Леонтович), деятелями искусства и литера­туры (М.Плисецкая и др.) - всего более 20 человек.- к ХХШ съезду КПСС с письмом, направленным против попыток реабилитации И.Сталина. Участие в подписании этого письма, его обсуждение "означали очень важный шаг в развитии в углублении . обще­ственной позиции"[78] А.Д.Сахарова.

В сентябре 1966 г. он послал телеграмму в Верховный Совет РСФСР с протестом против введения статьи 190-1 (распространение заведомо ложных кле­ветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй) как предлога для преследования за убеждения.[79] И хотя никакой официальной реакции на телеграмму не последовало, он остался убежденным в правильности своего поступка. Характеризуя спустя годы свою позицию, А.Д. Сахаров писал: "В последующие годы я много раз обращался в различные высокие адреса с докумен­тами по общим проблемам и по конкретным вопросам; за несколькими малозначительными исключениями, я никогда не получал ответа на свои письма и телеграммы, и почти никогда не было реальных, по крайней мере, немедленных плодов от моих обращений. Некоторые считают, поэтому эти мои обращения проявлением наивности, поэтому эти мои обращения проявлением наивности, прекраснодушия, а некоторые даже считают их своего рода "игрой", опасной и провокационной. Такие оценки кажутся мне неправильными. Обращения по общим вопросам, по моему мнению, важны уже тем, что они способствуют обсуждению проблемы, формулируют альтернативную официальной точку зрения, заостряют проблему, привлекают к ней внимание . Что же касается обращений, по конкретным вопросам, в защиту тех или иных лиц или групп, то опять же они привлекают общественное внимание к судьбам этих лиц и тем самым хоть в какой-то мере их защищают; далее, атмосфера гласности препятствует дальнейшему расширению нарушений прав человека; и, наконец, все же время от времени судьба защищаемых иногда меняется к лучшему. В обоих случаях особенно важны открытые обращения, важна гласность. Однако наличие наряду с открытыми выступлениями непубликуемых может быть полезным".[80]

5 декабря 1966 г. А.Д.Сахаров принял участие в демонстрации у памятника А.С. Пушкина (Ежегодные демонстрации в день Конституции за права человека и против антиконституционных статей уголовного кодекса).[81] Он понимал, что эта акция не принесет реальных изменений, но не мог хотя бы символически не показать свое отношение к нарушениям прав человека в СССР, к судьбе политзаключенных в нашей стране. Сахаров никогда не ощущал себя "маленьким челове­ком", знающим, что "все равно ничего не изменить, и в полной возлагал на себя ответственность за происхо­дящее. Есть ситуации, когда нельзя быть пассивным. Бездей­ствие - тоже вид деяния и порою весьма опасный. Для Андрея Дмитриевича такая внутренняя позиция являлась ограниченной частью его лич­ности.[82] Наряду с общественной деятельностью Андрей Дмитриевич продолжал свою научную работу. Так, в том же, 1966 г. он сделал лучшую свою работу по теоретической физике удивительное по глубине исследование по космологии.[83] В 1967-1968 г. г. он опубликовал ряд других своих важных работ в области физики.

В 1967 г. А.Д.Сахаров написал письмо Л.И. Брежневу в защиту А.Гинзбурга, Ю.Галанскова, В.Лашковой, Ю.Доброволь­ского.[84]

В том же (1967 г.) он принял участие в работе Комитета по проблеме Байкала.[85] Следовательно, он уделял большое внимание экологическим проблемам, понимал важность охраны природы для всего живого на Земле. "Мое участие в борьбе за Байкал было безрезультатным, - вспоминал позднее об этом Андрей Дмитриевич, - но очень много значило лично для меня, заставив вплотную соприкоснуться с проблемой охраны среды обитания и в особенности с тем, как она преломляется в специфических условиях нашей страны".[86]

К началу 1968 г. А.Д.Сахаров был внутренне близок к осоз­нанию необходимости выступить с открытым обсуждением основных проблем современности.[87] Он не мог не сделать этого, т.к. "осознанию личной ответственности способствовало в особенности участие в разработке самого страшного оружия, угрожающего существованию человечества, конкретные знании о возможном характере ракетно-термоядерной войны, опыт трудной борьбы за запрещение ядерных испытаний, знание особенностей строя нашей страны, - писал А.Д.Сахаров. - Из литературы, из общения с И.Е.Таммом (отчасти с некоторыми другими) я узнал об идеях открытого общества, конвергенции и мирового правительства . Эти идеи возникли как ответ на проблемы нашей эпохи и получили распространение среди западной интеллигенции, в особеннос­ти после второй мировой воины. Они нашли своих защитников среди таких людей, как Эйнштейн, Бор, Рассел, Сцилард. Эти идеи оказали на меня глубокое влияние; так же, как названные мною выдающиеся люди Запада, я увидел в них надежду на преодоление трагического кризиса современнос­ти".[88]

Страницы: 1 2 3 4

Обзор историографии
Как уже отмечалось выше, со времён Карамзина начал складываться чёрный миф о правлении Павла I. Продолжением развития этой концепции стала обширная монография Шильдера, в которой павловское правление характеризуется как бессмысленная ломка старых екатерининс ...

Система высших и центральных органов государственного управления при Александре I
Самое начало XIX в. ознаменовано сменой лиц на российском престоле. После убийства Павла I на престол взошел его сын Александр. Александр I не хотел конфликтов с представителями высшего дворянства, но не разделял полностью их слишком свободолюбивых с его то ...

«Взлет и падение». Хронология строительства и разрушения Николо-Корельского монастыря (XVII –XX вв.)
Прошли годы и опять встают из пепла церкви, рубятся жилые и хозяйственные постройки. Восстанавливается религиозно-просветительская деятельность обители. Несомненно, что большая часть состояния монастыря была эвакуирована или просто припрятана, ибо отстроивши ...