Д.К. Зеленин о народной вере восточных славян
Страница 3

Материалы » Зеленин о народной вере восточных славян » Д.К. Зеленин о народной вере восточных славян

Выделение ”нечистых” покойников — черта общечеловеческая. Также общим является и убеждение в необходимости особого способа или места погребения для умерших неестественной смертью. У русских, например, ранее их хоронили особым образом: свозили в ”убогие дома”, ”скудельницы”, которые представляли собой большую яму с сараем над ней, и в семик хоронили. Священник отпевал общую панихиду, а пришедшие, принеся с сбой кутьи и свечи, закапывали яму и вырывали новую. В 1771 г. Екатерина II уничтожила ”убогие дома”. Однако и в XIX в. в семик происходили поминки по заложным покойникам, которые совпадали с прежними сроками их погребения [7, 19].

Большое внимание Д.К Зеленин уделил исследованию как древних персонажей верований восточных славян, как домовые, водяные, лешие, русалки, волкодлаки, так и более новых — чертей, ”привнесенных ” христианством, вампиров, которые были ”занесены” к ним с запада. Интересно, что возможности ”новоявленных” демонов, по мнению восточных славян, меньше возможностей старых, исконных демонов. Так, черт не способен на злодейство, но старается причинить человеку мелкие неприятности. Он стремится также уговорить человека заключить с ним договор, по которому душа человека после его смерти достается нечистой силе [3, 423].

Согласно космологическим представлениям восточных славян земля плоска. Она покоится на трех гигантских китах, движения которых становятся причиной землетрясений. Под землей живет нечистая сила, а внутри земли находится ад, где грешники мучаются в огне. Небо состоит из неизвестного светящегося вещества, там бог живет со святыми. Там же находится рай, где вкушают блаженство праведники. Звезды — это зажженные богом свечи. Падающая звезда означает смерть какого-то человека. Солнечные и лунные затмения происходят от того, что черт, слетающий перед большой бедой на землю, заслоняет солнце. На Луне видна фигурка Каина, убивающая вилами Авеля.

Гром гремит оттого, что Илья-пророк, изгоняя чертей, едет по небу на своей колеснице. Молнии — это стрелы, которыми пророк поражает нечистую силу. Пожар, возникший от молнии, грешно тушить водой, но можно заливать его молоком: восточных славян, по мнению Зеленина, считается, что вода не так чиста, как огонь; в воде может водить нечистая сила [3, 424].

Страницы: 1 2 3 

Капиталистический кредит и банки. Иностранный капитал в России
В пореформенной России, в отличие от крепостной эпохи, складывалась иная кредитная система, соответствующая капиталистическому развитию экономики страны. Создавалась новая сеть государственных кредитных учреждений, игравшая важную роль в финансировании промы ...

Военная реформа
В конце III и первой половине IV в. была проведена военная реформа. Было увеличено общее количество войск, но одновременно проведено уменьшение численности каждого отдельного легиона — теперь это соединение насчитывало около тысячи солдат. До Диоклетиана в в ...

Просвещение и передовая русская общественная мысль
Тем не менее открытое обсуждение крестьянского вопроса, составлявшего главное содержание классовой борьбы в России, придало русской общественной мысли по­литическую заостренность. Публичное порицание крепостниче­ских порядков свидетельствовало о глубоких изм ...