Словацкое Просвещение. Матей Бел

Материалы » Развитие Словакии в X-XIV вв. » Словацкое Просвещение. Матей Бел

В изнуренной войнами и междоусобицами Словакии XV и особенно XVIII в. усиливается влияние католической церкви. Утверждению католицизма противодействовали широко распространенное в XVII в. у словаков лютеранство и противостояние всей политике Габсбургов венгерского магнатства, с оружием в руках отстаивавшего свои привилегии. Борьба за вероисповедание оказывала огромное влияние на культурную жизнь в Словакии. Бесспорным успехом политики Контрреформации стало открытие в 1636 г. иезуитского университета в Трнаве, просуществовавшего около полутора веков.

Контрреформация перешла в наступление в конце XVII в., что особенно отразилось на барочном искусстве. Господство монументального стиля, пышность интерьеров характерны как для культовых построек, так и для дворцовых комплексов и замков, застройки богатых городских кварталов.

Большим разнообразием отличается искусство XVII—XVIII вв. Особенностью его развития в Словакии является то, что значительная часть работ — это произведения анонимных живописцев. резчиков по дереву и скульпторов. Их произведения возникли ним как реакция на различные художественные веяния, проникавшие на территорию Словакии. В портретной живописи, оформлении алтарей, изделиях мастеров золотых дел, весьма популярном жанре того времени — эпитафиях происходит синтез новых идей с местными традициями, наблюдается слияние разных эстетических тенденций в рамках одного направления. Новые имена появляются среди литераторов, писавших на чешском языке и на латыни.

Широкую известность имело творчество ученого, деятеля словацкой и венгерской культуры Матея Бела (1684—1749). Получив образование в Галле, Бел стал священником. Сначала он директором евангелической школы в Банска-Бистрице, а затем с 1714 г. — ректором лицея в Братиславе. Бел, писавший латинском, венгерском, немецком и чешском языках, был признан не только в Венгерском королевстве, но и в Европе. Он являлся членом Лондонской, Берлинской, Санкт-Петербургской академий, некоторых других научных обществ. В своем главном труде «Исторические и географические сведения о современной Венгрии», вышедшем в 1735—1742 гг. в четырех томах, ученый принял попытку критического анализа источников. Он рассматривал словаков как потомков славян, населявших Великую Моравию. Утверждение этого словацкого патриота об автохтонности словаков, так же, как и высокая оценка им литературных качеств словацкого языка, сыграли заметную роль в становлении словацкого национального самосознания.

Для восприятия идей Просвещения в Словакии немало сделал Адам Франтишек Коллар (1718—1783). Будучи директором придворной библиотеки в Вене, советником Марии Терезии, он участвовал в проведении и разработке школьной реформы, включавшей в программу изучение родного языка и истории. Издатель научно-популярного журнала, сочинений гуманистов, автор книги « О начале и постоянном использовании законодательной власти» (1764), Коллар приобрел широкую известность тем, что выступил против освобождения от налогов церкви и дворянства. Вся его деятельность способствовала формированию словацкой патриотической традиции.

Призыв Коллара и его современников любить родной язык, быть патриотом своего Отечества был услышан новым поколением. В конце XVIII в. наблюдается подъем национальной культуры, подготовленный йозефинскими реформами. Упразднение ордена иезуитов (1773) и вытеснение их из сферы контроля над культурными процессами, школьная реформа, ориентированная на создание системы всеобщего начального обучения во всей монархии Габсбургов, реформа университетов и другие мероприятия создают условия для развития культуры эпохи национального Возрождения.

Размещено на Allbest.ru

Развитие культуры в 20-е годы
Перепись населения, проведенная в 1920 г., выявила в стране 54 млн. неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных в государственной политике народного образования. В 1923 г. было организовано Всероссийское добровольное общес ...

Мир правозащитников в 70-е годы
В 1973-1974г.г. А.Д.Сахаров продолжал свою общественную деятельность, писал статьи, обращения, давал многочисленные интервью. Так, например, в июле 1973г. он дал интервью корреспонденту шведского радио У.Стенхолъму о политических, экономических и социальных ...

Миссионерская деятельность Николо-Корельского монастыря в Заполярье (XIX – начало XX в.)
С началом освоения русскими людьми северных территорий, строительством храмов и увеличением количеством верующих возникла необходимость в образовании Холмогорской епархии (в 1682 году). В числе своих главных задач новообразованное архиерейское начальство вид ...