Д.К. Зеленин о
народной вере восточных славянСтраница 1
Д.К. Зеленин характеризует традиционную культуру восточных славян совершенно определенного исторического периода. Экскурсы в более ранние исторические слои эпизодичны и редки. Их функция — содействовать истолкованию более позднего материала. В исторической эрудиции ученого можно не сомневаться. Поэтому можно с полной уверенностью говорить об определенной и продуманной методике. Именно об этом он и сообщает читателю в очерках ”Русской мифологии”: ”Все почти исследователи, занимавшиеся русской мифологией, шли от старого к новому, исходя из исторических известий о древнерусском историческим Олимпе, и старались пристегнуть к этим старым известиям данные современных русских поверий. Наш путь совсем иной. Отправною точкою для нас всегда и везде служат современные верования и обряды русского народа. С ними мы сопоставляем исторические известия, если таковые имеются. И вообще, мы идем не от старого к новому, на от нового, нам современного и более нам близкого” [4, 16].
Здесь имеется в виду мифология или, точнее — верования — и связанные с ними обряды, однако эта декларация имела для Д.К. Зеленина более широкое методологические значение. В одной из немногих статей и Зеленине, опубликованных в последние годы, этот метод был назван ”ретроспективным” [1, 172]. Вероятно, это название не совсем точно, хотя имеет несомненное преимущество. Оно как бы объясняет интерес к ”генетике" культуры”, который характерен для работ Д.К. Зеленина конца 20-х и 30-з годов. В соответствии с современной терминологией метод Зеленина можно назвать синхронным и даже системным и осознать его как одно из наиболее ранних проявлений подобной методики не только в нашей, но и в европейской науке [1, 178].
Д.К. Зеленин, изучая народные верования восточных славян, установил, что среди многочисленных обрядов у них преобладают магические. Очень многие из них связаны с культом покойников. Слабее выражен культ растений, с которыми в большинстве случаев связаны уже нечетные представления [5]. Образ ”лешего не имеет отношения к культу растений, он порожден верой в существование особого лесного царства, населенного в основном зверями и птицами, во главе которого и стоит леший. Совершенно аналогичное явление — водяной: это не персонификация воды, а хозяин царства вод, населенного главным образом рыбами” [3, 410].
Культ воды, так же и как культ земли, проявляется у восточных славян лишь в виде незначительных пережитков. Несколько сильнее проступают следы культа огня. Д.К. Зеленин писал, что ”культ животных у восточных славян в настоящее время вообще ни в чем не проявляется; в обрядах связанных с животными, в большинстве случаев можно обнаружить следы кровавых жертвоприношений, в других случаях обряды с участием хтотических животных связаны с культом мертвых” [3, 410].
Из верований восточных славян бесследно исчез древнеславянский Олимп. По мнению Д.К. Зеленина, этот факт легко объясняется тем, что это была официальная религия — религия князя, его дружины, аристократии, т.е. чуждая народу религия.
По мнению Зеленина, магические обряды и культ мертвых вообще вытеснили у восточных славян древний культ сил природы, существование которого в прошлом теперь угадывается лишь по слабым следам. Очевидно, обрадность культа сил природы была небогатой, и потом она распалась на ряд разрозненных магических и сакральных действий.
Тем не менее, у восточных славян сохранился аниматизм — восприятие природы как живого организма, который не только живет особой самостоятельной жизнью, но также одушевлен и наполнен различными духами (анимизм), — это восприятие, кстати, довольно хорошо сохранилось у славян и до наших дней. Собственно говоря, ”для восточных славян и теперь не существует неодушевленных предметов: они верят, что камни растут, деревья разговаривают, звезды присматриваются к судьбам людей. Такая персонификация — не просто поэтические образы, люди глубоко верят в это” [3, 411] .
Однако такая вера выражена в недостаточно конкретных формах, и нередко трудно бывает установить, анимизм это или аниматизм. Если же взять мировоззрение нынешних восточных славян в целом, то в нем, по мнению Зеленина, несомненно преобладает анимизм, причем за отдельными силами природы в большинстве случаев скрываются духи умерших. Эта категория духов в очень значительно степени овладела мировоззрением восточных славян, вытеснив другие виды духов.
По мнению Зеленина некогда излюбленным тотемом предков восточных славян служили деревья, в частности береза. Об этом свидетельствует запрет на рубку больших деревьев и ряд частных запретов. Табу ломать березу у русских прекращалось весною на троице, когда происходили обряды разрешения запретов на рубку деревьев.
Устройство Восточной Румелии.
Постановление Берлинского конгресса определяло, что большая часть Южной Болгарии признавалась автономной провинцией Османской империи под названием Восточной Румелии. Политическая и военная власть в стране была вверена султану, с правом иметь укрепления и в ...
Сущность социализма с «китайской спецификой»
В последнюю четверть ХХ в. КНР пошла на хозяйственные эксперименты, которые не укладывались в прежние представления о социализме, но которые стали очень быстро улучшать социально-экономическую ситуацию в стране. Результатом интенсивного теоретического и прак ...
Политическое и социально-экономическое развитие Германских земель в XIV-XV вв. Ганзейский союз
В конце ХШ—начале Х1У вв. Германия, как и раньше, входила в состав Священной Римской империи, которая оставалась крупнейшим политическим образованием Европы, не имевшим, между тем, внутреннего единства. Централизованного государства на территории Германии к ...