Д.К. Зеленин о народной вере восточных славян
Страница 2

Материалы » Зеленин о народной вере восточных славян » Д.К. Зеленин о народной вере восточных славян

Д.К. Зеленин констатирует, что ”знание древних магических обрядов слабее на Руси от поколения к поколению". В наши дни многие крестьяне относятся к ним с презрением, считая их бабьими запугами и примахами, т.е. женскими предрассудками, и обычно только женщины принимают их всериез” [3, 412]. Эта тенценция наблюдается и десятилетия спустя исследований Д.К. Зеленина. В деревнях остатки народных верований сохраняются либо как детские сказки, либо как предрассудки неграмотных старух. Выросший же интерес к народным верованиям, который является следствием общего подъема интереса к религиозной мысли, в последние годы относится практически полностью к среде городской интеллигенции. И если сейчас удастся стать свидетелем празднования дня Ивана Купалы, то можно быть уверенным: почти у всех его участники образование, как миниумум, — незаконченное высшее.

Рассматривая роль христианства в мировоззрении восточных славян, Д.К. Зеленин приходи к выводу, что совершенно ошибочно думать, что они — нехристиане или что они совершенно официально противопоставляют себя христианству. ”Разумеется, они вовсе не стремятся проникнуть в суть христианских догм и очень мало ими интересуются. Напротив, христианская мораль им гораздо доступнее и ближе. Однако самое большое значение для восточнославянского крестьянина имеют церковно-религиозные обряды. И тем не менее даже истинный христианин сознательно или бессознательно придерживается принципа двоеверия: ”Бога люби, но и черта не гневи”. В соответствии с этим принципом он всегда готов совершить обряд, который он считает нехристианским или даже враждебным к христианству. При всей своей ненависти к черту он всегда готов оказать ему всяческое внимание, дабы не создать себе в его лице мощного врага. Кроме того, он совершает те обряды, которые должны защищать его от языческих божеств его соседей, например, финноязычных народов. Это своего рода акт самозащиты. Вообще большая часть магических обрядов, так же как и культ покойников, не считается ни враждебным ни христианству, ни нехристианским. При этом речь идет о чисто христианских предметах и символах, таких, как ладан, иконы, крестное знамение, молитвы и пр. Следует заметить, что многие обряды и предметы, связанные с православной церковью, воспринимаются теперь как чисто магические: можно сказать, что они внедрились в архаическую магическую психологию” [3, 411]. Так, например, чтобы отомстить врагу, в церкви перед иконой Иоанна-воина ставят свечку вверх ногами; чтобы новорожденный ребенок не умер, его перед крещением заворачивают в полотно под купелью и т.д.

Языческой народной религией восточных славян до их обращения в христианство был шаманизм, который до последнего времени лучше сохранился у их восточных соседей — финно-угорских, тюркских, монгольских и палеоазиатских народов. Д.К. Зеленин нашел сохранившиеся пережитки языческого шаманизма в существовании определенного круга лиц, которые исповедуют культ дьявола — колдунов. До принятия христианства колдуны-шаманы были слугами светлых, небесных божеств. Смена религии низвела их, хотя и не сразу, до уровня ”черных шаманов”, т.е. повелителей нечистой силы.

Д.К. Зеленин выделяет две стадии шаманства (доклассового и классового общества). Он делает вывод, что переход от первобытного общества к классовому сопровождается резким переломом в отношении человека к демонам. В первобытном обществе коллектив людей борется с демонами, стараясь их истребить, отпугнуть, а с тотемами и духам заключает союзы; в обществе классовом борьба с демонами часто даже запрещается, человек относится к демону как подчиненный, зависимый, со смирением, приносит демонам жертвы, и только ”обман демонов еще практикуется” [2, 12]. дальнейшая эволюция в классовом обществе при развитых религиях, по Зеленину, такова: большинство демонов древнейшей эпохи переходит в разряд нечистой силы, противопоставляемой богам и святым господствующей религии. Именно так и обстоит дело последние века у восточных славян.

Большое место в исследованиях верований восточных славян Д.К. Зеленин уделял их отношению к умершим. У восточных славян, как установил Д. К. Зеленин, оно определялось типом его смерти: ”Одна категория — ”чистые” покойники, умершие естественной смертью: от болезни, от старости, — их называли обычно, безотносительно к возрасту и полу, родителями; другая — ”нечистые” умершие (мертвяки, заложные), те, кто погиб неестественной, насильственной или преждевременной смертью: убитые, самоубийцы, утопленники, опойцы (умершие от пьянства); сюда же относились дети, умершие некрещенными, и колдуны. Отношение к этим двум категориям умерших было в корне различно: ”родителей” почитали, смотрели на них как на покровителей семьи, а ”мертвяков” боялись и старались обезвредить”.

Страницы: 1 2 3

Жестокий образ ведения войны
Весною 1214 г. три монгольские армии снова вторгаются в цзиньские пределы. На этот раз они действуют по новой системе, выработанной на основании опыта предыдущих кампаний. При подходе к укрепленным городам монголы сгоняют народ из окрестностей и затем идут н ...

Нюрнбергский процесс.
Судебный процесс по делу главных военных нацистских преступников проходил в Нюрнберге (Германия) в Международном военном трибунале с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года. 407 заседаний. Судебный процесс над главными немецкими военными преступниками. С ...

Церковная реформа
Во второй половине XVII в. позиции Русской Православной церкви были весьма прочными: она сохранила административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким и Адриан проводили политику, направленную на укрепл ...