Управление и учебный процесс в средних женских училищах духовного ведомства
Страница 1

Управление женскими училищами духовного ведомства осуществлялось Священным Синодом, а на местах - епархиальными архиереями. Правления училищ для девиц духовного звания состояли из начальницы, благочинного, который назначался архиереем из протоиереев или священников, и смотрителя училищного дома (один из священников-учителей). На благочинного возлагался также надзор за преподаванием учебных предметов. При училищах для содействия их благоустройству состояли почетные блюстители по хозяйственной части из купцов или дворян. Начальница и преподаватели утверждались в звании императрицей, ей же ежегодно предоставлялся отчет о деятельности училищ [7, с. 65].

Управление школами церковного ведомства осуществлял Синод, а в епархиях – епархиальный училищный совет. Члены епархиального совета избирались архиереем из духовных и светских лиц. На его заседания приглашались местные директора народных училищ. Согласно с определением Минской духовной консистории от 29 сентября 1884 года 59 священников были назначены наблюдателями за церковноприходскими школами. С 1888 года наблюдение возлагалось на благочинных. В соответствии с утверждёнными 28 мая 1888 года «Правилами об уездных отделениях епархиальных училищных советов» для наблюдения за церковноприходскими школами назначался настоятель местного собора или один из местных протоиереев или священников [3, с. 89].

Женские училища духовного ведомства в начале своего существования были трехклассными с шестилетним сроком обучения. Паричское, Могилёвское, Полоцкое, находящееся в г. Витебске, Минское училища находились под покровительством императрицы. Они имели более расширенную учебную программу по сравнению с другими российскими училищами духовного ведомства. Только Спасо-Ефросиниевское училище давало низкий уровень образования своим воспитанницам в данный период, так как наставницами являлись исключительно монахини.

Уставом училищ девиц духовного звания предусматривалось преподавание в них Закона Божьего, чтения и письма на русском и славянском языках, русской и краткой славянской грамматики, арифметики, чистописания, рисования, русской истории, географии, всеобщей истории, всеобщей географии в кратком виде, рукоделия «в возможно обширном объеме», церковного пения, приучение к ведению хозяйства в огороде, саду, скотном и птичьем дворе [25, с. 132]. В старших классах воспитанницам сообщались понятия об уходе за детьми, их физическом и нравственном воспитании, об уходе за больными, об употреблении и свойствах лекарственных растений. При преподавании отечественной истории и географии особенное внимание обращалось на церковные события и места их происхождения. Распоряжением Святейшего Синода от 9 января 1867 г. в старших классах женских училищ духовного ведомства было введено преподавание начал педагогики. Преподавание этого предмета рекомендовалось вести не в строгой научной системе, а в «форме кратких советов и наставлений». Преподавание в женских училищах для девиц духовного звания, так же как и в женских гимназиях, велось на русском языке [9, с. 10].

20 сентября 1868 года императором Александром II был утвержден «Устав епархиальных женских училищ» [4, с. 157]. В училищах духовного ведомства началась работа по переходу на программы епархиальных женских училищ с тем, чтобы воспитанницам этих училищ было предоставлено право на звание домашних учительниц по тем предметам, в которых они показали хорошие успехи.

Страницы: 1 2 3

Взаимодействие автохтонных и привнесенных
Изучение конкисты в Латинской Америке со всей очевидностью показывает, что ее общественно-исторические последствия оказались весьма многообразными, а дальнейшая эволюция получила разную направленность. Отчего это зависело? Раньше всего от принципиально разли ...

 Система управления армией
В связи с созданием Сената в 1711 году система управления армией изменилась. Сенат занялся комплектованием армии. При нем был образован Комиссариат, который ведал финансированием и всеми вопросами снабжения армии. Во главе Комиссариата встал Я. Долгорукий, н ...

Иван IV (Грозный) – первый Российский царь
Иван IV (Грозный) – первый Российский царь. 16 января 1547 г. Иван IV был торжественно коронован как царь всея Руси. Во время торжественной службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы, по преданию, некогда присланные на Русь византийским цесарем ...