Управление и учебный процесс в средних женских училищах духовного ведомства
Страница 2

В Минском училище для девиц духовного звания предметы по программам епархиальных женских училищ начали преподаваться с начала 1872/3 учебного года, в Паричском - с 1873/4 учебного года, в Могилёвском - с 1874/5 учебного года. В ходе проведения реформы был расширен круг преподаваемых предметов. В Могилёвском училище девиц духовного звания начались преподаваться такие предметы, как словесность, история русской литературы, физика, геометрия [25, с. 137]. Первым же училищем на территории Беларуси, воспитанницы которого получили право на звание домашних учительниц по тем предметам, в которых они показали хорошие успехи, было Полоцкое. Большинство училищ добились этих прав для своих воспитанниц к концу XIX в. Училищные правления, епархиальное начальство заботились о совершенствовании самого учебного процесса. Вводились постепенно новые учебные программы, что, с одной стороны, изменяло к лучшему распределение учебного материала, с другой же – расширяло курс изучаемых дисциплин. По желанию родителей учащихся вводились такие предметы, как немецкий и французский языки, обучение игре на фортепиано, на скрипке. При выпуске воспитанницам давалось приданое, а при выходе замуж за священников - денежные пособия «соразмерно их успехам и поведению». Лучших учениц могли оставить в заведении в качестве помощниц воспитательниц [24, 184]

Постоянное совершенствование учебного процесса давало возможность преобразовывать училища из трехклассных в шестиклассные. Паричское училище было преобразовано в 1877/78 учебном году, Могилевское - в 1892/93 учебном году. Однако объем знаний, получаемых в училищах духовного ведомства, был меньше, чем в женских гимназиях. Из числа предметов, проходимых в 6-и классах женских гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения, алгебра и естественная история в епархиальных женских училищах не проходилась, всеобщая история и русский язык - в меньшем объеме. Если по окончании епархиального училища воспитанницы желали поступить в 7 класс гимназии, то было необходимо сдавать экзамен за 6-й класс по всем предметам, кроме Закона Божьего [24, с. 186].

Говоря о значении деятельности женских училищ духовного ведомства, нужно отметить, что оно очень велико. Если вначале училища должны были воспитывать только будущих жён для приходских сельских священников, то постепенно на эти заведения возлагалась задача подготовки наставниц начальных школ. В 1874 году в Министерстве народного просвещения возникла мысль учредить при женских училищах духовного ведомства женские учительские семинарии с целью подготовить из окончивших курс воспитанниц наставниц для народных школ. В Министерстве народного просвещения стал даже рассматриваться вопрос об устройстве женской учительской семинарии в местечке Паричи при местном женском училище.

Началось осуществление задуманного проекта. Училище было преобразовано из трехклассного в шестиклассное; на строительство училищных зданий было ассигновано 9565 рублей из духовно-училищного капитала. Однако русско-турецкая война 1877 -1878 годов приостановила работы по учреждению женской учительской семинарии, а вскоре сам проект семинарий был совершенно оставлен [25, с. 147]. Но с этого времени женские училища начали рассматриваться правительством как заведения по подготовке учительниц начальных школ, и впоследствии при них постепенно стали создаваться школы, чтоб воспитанницы могли практически познакомиться с приемами и методами проведения уроков.

Страницы: 1 2 3

Национально-государственное строительство накануне Великой Отечественной войны
В 30 – 40-е года происходят большие изменения в организации государственного единства. Они развиваются под воздействием двух групп факторов – внутренних и внешних. Главным внутренним источником развития формы государственного единства явилось становление нов ...

Русская литература и искусство. Творчество трудового народа
Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует на­роду на протяжении всей его истории, являясь художествен­ным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные фор­мы. Для XVIII в. характерно возн ...

Гражданская война в России
Гражданской войной называют ожесточенную вооруженную борьбу за власть между различными социальными группами. Гражданская война — всегда трагедия, смута, разложение общественного организма, не нашедшего в себе сил справиться с поразившей его болезнью, распад ...