Преподавательские
кадрыСтраница 2
Молодым преподавателям гимназий, не имевшим жилья, выделялся пансион, плата за который высчитывалась из жалования. Кроме того, каждый год опекунский совет гимназий выделял деньги на вознаграждение преподавателей и служащих. За выслугу лет преподаватели гимназий и училищ духовного ведомства удостаивались наград золотых и серебряных медалей с надписью «за усердие», «Мариинского знака отличия за беспорочную службу» разных степеней (за 25 лет - 1-й степени, за 20 лет - 2-й степени). Эти награды утверждались самим императором и выдавались в Петербурге. Кроме этого за выслугу лет шли прибавки к жалованию. Во время летних вакаций (каникул) учениц преподавателям давался отпуск на два месяца. После выработки 25 лет учитель имел право писать прошение о пенсии. Во второй половине XIX в. ее размер составлял около 160 руб. [25, с. 78].
Во всех классах частных училищ и пансионов русский язык, историю, географию и арифметику должны были преподавать учителя местных казенных учебных заведений, но по особому разрешению учебного начальства. Для преподавания допускались лица женского пола православного и лютеранского вероисповедания, а также учителя народных училищ. Право преподавания русского языка предоставлялось только учителям православного вероисповедания. Для упражнения девочек в разговорном русском языке, полагалось иметь в каждом училище и пансионе гувернантку «не польского происхождения», знающую основательно русский язык [17, с. 230]. Разрешение на преподавание, даваемое начальством, имело силу лишь на 1 год, перед началом каждого учебного года ходатайства о допущении этих лиц к преподаванию в частных учебных заведениях должны были возобновляться.
Борьба за демократизацию народного образования в конце XIX- начале XX вв., ликвидацию феодальных пережитков в жизни образования, повышение общественного статуса была неразрывно связана с борьбой за улучшение материального, юридического и общественного положения учителей, улучшение системы подготовки педагогических кадров. С целью защиты своих профессиональных и материальных интересов наиболее передовая часть учительской интеллигенции в конце XIX в. начала создавать педагогические общества «взаимного вспомоществования».
Итак, преподавательский состав женских учебных заведений был разнородным по своему образовательному, социальному и культурному уровню. Уровень образования преподавателей средних женских учебных заведений был выше, чем в начальных школах, но намного отставал в этом плане от мужских средних школ. Возможности педагогической деятельности женщин, особенно в средней школе, были ограничены.
Русские княжества в условиях политической раздробленности
Хронологическим началом периода раздробленности историческая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава, сына Мономаха, по выражению летописца "разодралась земля Русская". До этого великокняжеская власть не испытывала чрезмерной угроз ...
Специфика местного самоуправления в первой половине XIX
века. Местные учреждения
Местные учреждения занимали значительное место в системе государственных учреждений. С созданием министерств местные государственные учреждения были закреплены за соответствующими министерствами. В результате соединения близких по функциям и назначению минис ...
Завоевание Южных земель Руси.
Весной 1239 г. Батый разгромил южную Русь (Переяславль-Южный), осенью – Черниговское княжество. Осенью следующего 1240г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев. После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитрий, татары разгромили Киев. ...