Преподавательские кадры
Страница 1

Преподавателями женских гимназий, могли быть:

• лица с аттестатом об окончании полного курса высшего учебного заведения, если предмет, к преподаванию которого они назначались, изучался ими;

• лица, имеющие свидетельство на звание учителя гимназии или реального училища. Для преподавания языков могли быть определяемы и лица, имеющие свидетельство на звание домашних учителей;

• лица, не имеющие специального образования, но известные местному начальству своей учительской деятельностью;

Высшее образование женщины-учителя получали за границей. В конце XIX в. расширились возможности подготовки преподавательниц для гимназий. В ряде городов России были открыты Высшие курсы для женщин, в Санкт-Петербурге - Женский педагогический институт. [19, с. 63].

Женские гимназии встречали затруднения в том, чтобы иметь своих постоянных учителей из лиц с высшим образованием. Чтобы облегчить поиск кандидатов в преподаватели для женских гимназий, учителям, имеющим право на преподавание в мужских средних учебных заведениях, в женских платили больше.

Право преподавания рисования во всех учебных заведениях имели окончившие курсы художественных училищ или школ живописи, а также лица, получившие свидетельства на право преподавания рисования после сдачи экзамена. Преподавать черчение могли лица, окончившие архитектурное отделение высшего художественного училища в Санкт-Петербурге, а также другие художественные училища, высшие технические учебные заведения, математические курсы в университетах и сдавшие дополнительный экзамен по черчению [19, с. 77].

Для получения права на преподавание рукоделия во всех классах гимназии требовалось окончание курса женского среднего учебного заведения (или свидетельство о знании этого курса) и звание домашней наставницы или домашней учительницы. Проводились специальные испытания на звание учительницы рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях по правилам, составленным Министерством народного просвещения. Мнением Государственного совета от 10 июня 1900г. учительницам рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях предоставлялись равные права с преподавателями научных предметов.

17 октября 1892 года в Санкт-Петербурге Обществом поощрения женского профессионального образования были открыты специальные курсы (первые в России) для подготовки учительниц рукоделия с общим педагогическим образованием. В них принимали выпускниц средних учебных заведений и профессиональных школ со званием народной учительницы. На курсах преподавались следующие предметы: гигиена, педагогика, товароведение, счетоводство, кройка и шитье белья, кройка и шитье платья, изящные работы, методика рукоделий, рисование [24, с. 131].

Преподавательский состав женских гимназий каждый год тщательно отбирался и пересматривался. Преподаватели (как и другие служащие гимназий) могли быть назначены на должность только с разрешения попечителя Виленского учебного округа, причем обязательно проверялась «политическая благонадежность» каждого кандидата.

В случае увольнения какого-либо преподавателя из гимназии сведения о его неблагонадежности рассылались по всем учебным заведениям империи. Каждые пять лет все учителя сдавали зачет по своему предмету, после чего получали определенную степень и прибавку к жалованию, которые оставались за ними даже при переходе на работу в другое учебное заведение. За один урок (годовой) преподаватели получали 30 -70 руб [24, с. 132].

Страницы: 1 2

Коллегии, Синод
Теперь мы рассмотрим реформы, предпринятые Павлом в других государственных учреждениях, коллегиях. Для начала рассмотрим, в каком состоянии находились они на момент вступления Павла на престол. Петровские коллегии, которые должны были заменить прежнюю громоз ...

Система высших и центральных органов государственного управления при Александре I
Самое начало XIX в. ознаменовано сменой лиц на российском престоле. После убийства Павла I на престол взошел его сын Александр. Александр I не хотел конфликтов с представителями высшего дворянства, но не разделял полностью их слишком свободолюбивых с его то ...

 Система местного управления россии конца xv - начала XVI века. Социально-экономические и политические предпосылки реформ
Объединение русских земель под властью Московского княжества завершилось в первой четверти XVI века, когда в состав Русского, теперь уже Российского государства, вошли Северские земли (1500-1503г. г.), Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521). Образовани ...