Преподавательские кадры
Страница 1

Преподавателями женских гимназий, могли быть:

• лица с аттестатом об окончании полного курса высшего учебного заведения, если предмет, к преподаванию которого они назначались, изучался ими;

• лица, имеющие свидетельство на звание учителя гимназии или реального училища. Для преподавания языков могли быть определяемы и лица, имеющие свидетельство на звание домашних учителей;

• лица, не имеющие специального образования, но известные местному начальству своей учительской деятельностью;

Высшее образование женщины-учителя получали за границей. В конце XIX в. расширились возможности подготовки преподавательниц для гимназий. В ряде городов России были открыты Высшие курсы для женщин, в Санкт-Петербурге - Женский педагогический институт. [19, с. 63].

Женские гимназии встречали затруднения в том, чтобы иметь своих постоянных учителей из лиц с высшим образованием. Чтобы облегчить поиск кандидатов в преподаватели для женских гимназий, учителям, имеющим право на преподавание в мужских средних учебных заведениях, в женских платили больше.

Право преподавания рисования во всех учебных заведениях имели окончившие курсы художественных училищ или школ живописи, а также лица, получившие свидетельства на право преподавания рисования после сдачи экзамена. Преподавать черчение могли лица, окончившие архитектурное отделение высшего художественного училища в Санкт-Петербурге, а также другие художественные училища, высшие технические учебные заведения, математические курсы в университетах и сдавшие дополнительный экзамен по черчению [19, с. 77].

Для получения права на преподавание рукоделия во всех классах гимназии требовалось окончание курса женского среднего учебного заведения (или свидетельство о знании этого курса) и звание домашней наставницы или домашней учительницы. Проводились специальные испытания на звание учительницы рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях по правилам, составленным Министерством народного просвещения. Мнением Государственного совета от 10 июня 1900г. учительницам рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях предоставлялись равные права с преподавателями научных предметов.

17 октября 1892 года в Санкт-Петербурге Обществом поощрения женского профессионального образования были открыты специальные курсы (первые в России) для подготовки учительниц рукоделия с общим педагогическим образованием. В них принимали выпускниц средних учебных заведений и профессиональных школ со званием народной учительницы. На курсах преподавались следующие предметы: гигиена, педагогика, товароведение, счетоводство, кройка и шитье белья, кройка и шитье платья, изящные работы, методика рукоделий, рисование [24, с. 131].

Преподавательский состав женских гимназий каждый год тщательно отбирался и пересматривался. Преподаватели (как и другие служащие гимназий) могли быть назначены на должность только с разрешения попечителя Виленского учебного округа, причем обязательно проверялась «политическая благонадежность» каждого кандидата.

В случае увольнения какого-либо преподавателя из гимназии сведения о его неблагонадежности рассылались по всем учебным заведениям империи. Каждые пять лет все учителя сдавали зачет по своему предмету, после чего получали определенную степень и прибавку к жалованию, которые оставались за ними даже при переходе на работу в другое учебное заведение. За один урок (годовой) преподаватели получали 30 -70 руб [24, с. 132].

Страницы: 1 2

Система курий
система курий по избирательному законодательству делилась по сословиям: 1)от землевладельцев; 2) городского населения; 3) крестьян; 4) рабочих. ...

Гражданские войны 40-х годов 1 в. до н.э. и диктатура Юлия Цезаря
10 января 49 г. до н.э. Цезарь после тщательной подготовки неожиданно для противников перешел речку Рубикон, являвшуюся административной границей между Цизальпинской Галлией и основной частью Италии, находившейся под управлением римских магистратов. На бере ...

Миланский эдикт 313 года. Провозглашение христианства государственной религией Римской Империи
IV век сыграл огромную роль для христианской религии, античного мира и последующего развития европейской цивилизации. Эта роль в значительной степени определялась процессом христианизации Римской империи, который составлял, пожалуй, главное содержание этой э ...