Развитие начального женского образования в Западных губерниях Российской
империи во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.Страница 1
С конца XVIII века женское образование на территории Беларуси осуществлялось главным образом в католических женских монастырях и в частных польских пансионах. Римско-католические ордена стремились подчинить своему влиянию немногочисленные женские школы и домашнее образование девочек. Они открывали женские учебные заведения – небольшие монастырские пансионы у бенедиктинок, сакраменток, базилианок, кармелиток. Также существовали и светские школы и пансионы, созданные конгрегациями светских женщин по примеру монастырских [16, c. 36].
Устав 1786 года открыл доступ к образованию и для девочек из низших слоёв населения: в главные и малые народные училища принимались не только мальчики, но девочки. По школьному уставу 1828 года девочки допускались в приходские училища. Министерство государственных имуществ также открывало приходские училища для мальчиков и в 1844 году разрешило посещать их девочкам [16, c. 38]. Но сословная политика правительства определила фактически обособленность женских учебных заведений для детей крепостных крестьян.
Вторая половина XIX века стала временем кардинальных изменений в экономической и общественной жизни Беларуси. Отмена крепостного права, буржуазное развитие страны обусловили необходимость проведения ряда реформ: земской, судебной, военной и т. д. Развитие буржуазных отношений ускорило процессы демократизации культурной жизни. В 1864 году правительство приняло решение о проведении школьной реформы, которая содействовала развитию сферы начального и среднего образования. Школа объявлялась всесословной, вводилась преемственность разных ступеней обучения, увеличилось количество начальных школ. Прогрессивное общественное движение решительно заявляло о праве женщин на образование, и правительство вынуждено было поставить вопрос об учреждении женских начальных школ. В Беларуси буржуазные реформы были проведены позднее и к тому же со значительными отклонениями по сравнению с общероссийскими нормами, что придавало им более ограниченный и непоследовательный характер.
В отличие от центральных губерний России в Беларуси не было земских школ, и общественность не допускалась к управлению народным образованием. Поэтому здесь не действовало российское «Положение о начальных народных училищах» 1864 года [15, с. 41]. Для Беларуси и Литвы были разработаны и утверждены 23 марта 1863 года специальные «Временные правила для народных школ Виленской, Ковенской, Минской и Витебеской губерний». По временным правилам девочки получали право учиться в народных училищах на равнее с мальчиками [15, с. 29]. В народные училища допускались дети всех сословий и вероисповеданий. В небольших деревнях, отдаленных от учебных заведений, открывались отделения училищ. В них обучались первым началам грамоты.
В ходе школьных реформ 1864 года появляются первые женские народные и приходские училища. После школьной реформы девочки имели ещё одну возможность получить начальное образование. Высочайше утверждённым 19 октября 1865 года именем Государственного Совета было повелено учредить при приходских и народных училищах женские смены, где обучались элементарной грамоте, Закону Божию, рукоделию. В 1865 году в Беларуси начали свою работу женские смены при 36 приходских и 7 народных училищах [26, с. 276]. Большинство смен открывалось в городах, в результате чего в них наблюдается высокий процент девочек из городских сословий.
Во второй половине XIX в. Начали открываться женские еврейские школы – хедеры, талмуд-торы, казённые училища. Их возникновение было связано с открытием общественных и частных школ для девочек. Ввиду того, что девочки не получали в школах знаний национальной направленности, родителям приходилось брать частных учителей. Но такая возможность была только у состоятельных семей, а для необеспеченных детей стали создаваться женские хедеры по типу талмуд-торы, в которых девочки обучались как еврейским, так и общеобразовательным предметам. Такие школы открылись в Витебске, Бабруйске, Орше и других городах [25, с. 45].
Большое значение в развитие еврейских школ «Общество для распространения просвещения между евреями в России», которое имело свои филиалы и на территории Беларуси.
Ещё с 40-ых годов XIX в. на территории Беларуси учреждаются одноклассные школы начального образования для «беднейших девочек». Они продолжали свою деятельность и во второй половине XIX в. Открываются и новые школы подобного типа. В 1891 – 1892 годах начали работу бесплатные школы для бедных девиц в Витебске и Полоцке. Создавались также смешанные школы для бедных детей. Одна из таких школ в Полоцке носила название «хулиганской». Эта школа была открыта в Полоцке православным благотворительным обществом в апреле 1905 года. Было принято 20 девочек и 24 мальчика в возрасте от 7 до 13 лет всех вероисповеданий. В 1907 году в ней обучалось 18 девочек и 28 мальчиков. Школа испытывала недостаток материальных средств и преподавательских кадров. По этим причинам школа была вскоре закрыта[8, с. 10].
Кроме вышеназванных женских и смешанных начальных учебных заведений в Беларуси большую роль в первоначальном обучении играли школы ведомства Синода. К ним относились церковноприходские школы грамоты.
Обострение политической борьбы в Риме во второй половине 60-х годов 1 в. до
н.э. Заговор Катилины
Во время отсутствия Помпея политическая борьба в Риме приобрела ещё более острый характер, чем в предшествующие годы.
В 65 г. до и. э. одним из курульных эдилов сделался Гай Юлий Цезарь родился 12 квинтилия (июля) 100 г. до н.э. Род Юлиев считался одним из ...
Образование социал-демократической партии в России
К 80-м годам позапрошлого века социалистическое движение, исчерпав ресурсы классического народничества, обрело новое, теоретическое дыхание в России. Возникнув как интеллектуальное отражение раннего промышленного капитализма, марксизм находился в преддверии ...
Общественно-политическая мысль
В общественном сознании сформировалась демократическая программа обновления России, выразителями которой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы.
В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для это ...