Развитие начального женского образования в Западных губерниях Российской империи во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.
Страница 2

Материалы » Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.) » Развитие начального женского образования в Западных губерниях Российской империи во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

Церковноприходские школы и школы грамоты начали активно создаваться с конца 50-ых годов XIX в. Во второй половине 60-ых – начале 80-ых годов в связи с буржуазными реформами и возросшей ролью Министерства народного просвещения наблюдается спад их численности. После убийства Александра II в 1881 году, во внутренней политике России произошли значительные изменения. В руководстве государством взяли верх консервативные силы, начали пересматриваться и реформы 60 – 70-ых годов. Первые контрреформы затронули народное образование. Началось возрождение церковноприходских школ и школ грамоты под покровительством императора. В 1884 году церковноприходские школы были переданы в подчинение Синоду. 13 июня 1884 года были приняты «Правила о церковноприходских школах», которые подчёркивали необходимость начального образования, связанного с религиозным воспитанием. Целью данных школ являлось распространение среди крестьян народного образования в духе русской народности и православия «утверждение в народе православного учения веры и нравственности христиан и сообщение первоначальных знаний» [10, с. 48].

Церковноприходские школы и школы грамоты открывались в сёлах при приходских церквях православным духовенством. Об открытии школ священники обязаны были доносить епархиальному архиерею, испрашивая его благословения и утверждения. Школы грамоты были «организованные» и «домашние»[10, с. 50]. Организованными считались те, которые имели штатного учителя и включались в школьную сеть епархиальных советов. «Домашние» школы не имели обязательных учебных классов и программ, и обучение в них продолжалось одну зиму.

Население отдельных уездов обслуживалось школами не равномерно. Одна школа приходилась на 870 душ и 19,4 квадратных вёрст, но если учитывать, что часть училищ находились в городах, то одна школа в действительности приходилась на большее число сельских жителей [1, с.27].

Ещё одним типом учебных заведений, где могли получать образование девочки, были городские училища. Вначале это были мужские учебные заведения. С 1880 года разрешалось открывать женские городские училища. В начале XX в. по ходатайству населения стали во многих городских училищах было допущено совместное обучение детей [11, с. 38]. Однако только после переименования городских училищ в высшие начальные в 1912 году дети обоих полов юридически получили равные права на высшее образование. Женские высшие начальные училища были открыты в Городке и Бресте, смешанные – в Чечерске, Пропойске, Жлобине и других населённых пунктах (всего 16) [11, с.39]. Во второй половине XIX в. особое покровительство властей наблюдалось в сфере частного женского образования. Частные учебные заведения были двух видов – школы (в которых обучались приходящие ученицы) и пансионы (закрытые учебные заведения). В них принимались дети всех сословий. Правительство выделяло значительные средства на их содержание. К концу 70-ых годов в Беларуси было открыто 21 частное училище [6, с. 9].

Ещё один тип учебного заведения, где обучались и девочки – это частные училища при церквях иностранных исповеданий. В 1864 году в них обучалось 548 девочек (по Виленскому учебному округу) [2, с 17]. В основном ученицами являлись дочери представителей городского сословия.

Таким образом, вторая половина XIX – начало XX вв. ознаменовалось возникновением и становлением начального женского образования на территории Беларуси появляются отдельные женские начальные учебные заведения, широкое распространение получила практика смешанного обучения детей в начальных школах различного уровня и типа. Наиболее распространёнными типами женских начальных школ были народные женские училища, смены при мужских приходских и народных училищах, а также частные начальные школы.

Страницы: 1 2 

Внутриполитическая борьба (1991-1997 годы)
После распада Советского Союза перед российским руководством остро встала задача сохранения государственного единства. Самое поразительное заключалось в том, что центробежные тенденции, начало которым было положено самим российским руководством (тезис презид ...

Объединение Гермоним. Успехи промышленного переворота в 50-60-х гг. XIX в.
После подавления революции 1848-1849 гг. политическая реак­ция распространилась по всей Германии. В Пруссии воцарился ре­жим полицейского произвола. Демократические и даже просто либе­ральные газеты были запрещены, политические клубы и общества зак­рыты. Но ...

Социально-экономическое развитие Китая в 70-90-е гг. ХХ века. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, причины
Первая половина XX в. в мировом масштабе характеризовалась крупными социальными потрясениями, сменой режимов, революциями и войнами. По всем этим параметрам Китай относился к числу государств, на долю населения, которых выпало много страданий. Военные действ ...