Программы, политическая организация, лидеры крестьянского движения и
тактика ликвидации восстаний. Программы повстанцев.Страница 1
Предположительно в ноябре–декабре 1920г. были составлены программа и устав «Союза трудового крестьянства». Первейшей своей задачей он ставил, свержение власти коммунистов-большевиков, доведших страну до нищеты, гибели и позора, с помощью добровольческих партизанских отрядов, ведущих вооруженную борьбу.
В короткой программе наиболее четко были сформулированы политические цели. На первое место выдвигались две самые популярные среди крестьянских масс задачи: ликвидация деления властями граждан на классы и немедленное прекращение гражданской войны и установление мирной жизни[103]. Первую проблему хорошо выразил крестьянин Н. Кретов в письме товарищу М.И. Калинину в 1920г.: « Больно видеть, что пропасть, разделяющая город пролетария от крестьянства, все более и более расширяется, и ненависть одного труженика к другому все более и более обостряется. Город становится врагом деревни, деревня - врагом города. Рабочий не понимает крестьянина, а крестьянин не может понять рабочего. Если эта вражда вытекает из убеждений пролетария города, что крестьянство живет слишком утробной жизнью и далеко отстало от пролетария в смысле политического развития- то ведь не может же крестьянство быть в ответе за эту отсталость… Крестьянство скопом обвиняют в самогонстве, спекуляции, укрывательстве дезертиров и хлеба. Да! Этот грех есть за ним. А разве город(ской) пролетариат в этом безгрешен? Я не понимаю: при чем же тут честные труженики земли - бедняки-крестьяне? Пусть за содеянное отвечает сама личность, но честный труженик–крестьянин должен быть другом пролетария»[104].
Далее, как у эсеровских СТК, программа намечала созыв Учредительного собрания на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.
До созыва Учредительного собрания в центре и на местах предполагалось создание временной выборной власти из представителей различных партий и союзов, ведущих борьбу с коммунистами. В программе антоновского СТК в этом пункте имелось дополнение: вплоть до созыва Учредительного собрания добровольные партизанские отряды не распускаются. В документе провозглашались свобода слова, печати, совести, союзов и собраний, свободное самоопределение народов бывшей империи, всеобщее и обязательное обучение грамоте. В экономической части – также прослеживались эсеровские взгляды. Одним из главных положений было « проведение в жизнь закона о социализации земли в полном его объеме».
Являясь сторонниками общественной собственности на средства производства, эсеры не стремились форсировать, однако, события, предполагая сохранить на длительный период мелкое частное производство. Программа СТК также предусматривала сохранение и развитие путем государственного кредитования мелкого крестьянского хозяйства, кустарной промышленности, частичную денационализацию фабрик и заводов. Эсеровская идея создания широкой сети всевозможных видов кооперации для обеспечения потребностей трудящихся, нашла отражение в пункте программы «Союза» об удовлетворении предметами первой необходимости населения города и деревни с помощью кооперативов[105]. Важное место в концепции социализма ПСР отводилось распределительным отношениям. «В известном смысле, - писал В.М. Чернов, - можно говорить о примате распределения над производством в нашем миросозерцании». Изучение, учет ресурсов, контроль над распределением, по мысли эсеров, должны были стать основной функцией государства[106]. В программе СТК тоже предусматривалось установление рабочего контроля и государственного надзора над производством, регулированием цен на труд и продукты производства государственных предприятий. Программа свидетельствует о бесспорном влиянии на его содержания эсеровской идеологии, хотя и в значительно упрощенном, доведенном до уровня понимания ее крестьянскими массами виде. Наиболее четко, конкретно были сформулированы составителями сиюминутные, наболевшие проблемы в ущерб перспективным задачам. Имелись и отличия от программы ПСР, в первую очередь по тактическим вопросам. Если у эсеровского СТК в качестве первоочередной выдвигалась задача подготовки масс для борьбы с режимом главным образом путем «приговорного» движения, то у «антоновского» - немедленная бескомпромиссная война с большевиками – насильниками, что означало дальнейшую абсолютизацию террора как тактического средства, которому Антонов и многие из его окружения были привержены с начала своей революционной деятельности[107].
Социально-экономисеская ситуация в преддверии революции
К началу XX в. территория России выросла до 22.2 млн. кв. км. По размеру она занимала 2-е место в мире (после Британской империи).
Население с конца XIX в. увеличилось почти на треть и составило к 1913 г. около 166 млн. чел. разных национальностей.
Особенн ...
Реалистические тенденции русской культуры
Борьба сентиментализма с классицизмом не исчерпывает всего содержания русской культуры второй половины XVIII в.
Наряду с сентиментализмом (а чаще в сочетании с ним) все больше выявляются реалистические тенденции русской культуры, условно называемые «просве ...
Реформы Диоклетиана. Административная реформа
При Диоклетиане было подавлено движение багаудов в Галлии; возвращена под власть Рима Британия; отражены нападения германцев, вторгавшихся в Галлию; пленных варваров селили в качестве колонов на императорских землях и в имениях магнатов. Поскольку события II ...