Республиканская Турция
Страница 6

Развернувшийся в конце 20-х гг. мировой экономический кризис, тяжело отразился на экономике Турции, В этих условиях правительство, окончательно решило взять инициативу в свои руки. Если в 20-х гг. оно уделяло основное внимание организации банковского кредита и выкупу предприятий и железных дорог, то с начала 30-х гг. оно перешло к промышленному и инфраструктурному строительству за счет бюджетного финансирования или под контролем государства. Именно тогда в окончательном виде была сформулирована кемалистская концепция «этатизма» или государственного регулирования экономической жизни страны» /Новейшая история стран Азии и Африки, М., 2001, с. 207-208/.

Наметившийся экономический подъем укрепил положение национальной буржуазии и связанных с нею слоев. Стремясь подавить клерикально-феодальные элементы и компрадорскую буржуазию, кемалисты приступили к коренной реформации общественной жизни. В октябре 1923 г. столица была переведена из Стамбула – оплота оппозиции – в Анкару.

Ряд преобразований был направлен на отделение государственных дел от религиозных. В марте 1924 г. был ликвидирован халифат и все члены Османской династии, правящей в Турции шесть веков, были высланы из страны. Было упразднено министерство по делам религий и вакуфов, духовенство было лишено принадлежавших им богатств. Были закрыты все медресе, а контроль над учебными заведениями теперь стал сосредоточен в министерстве просвещения. Из введения духовенства изымалось судопроизводство. Вслед за этими реформами было введено новое административное деление на вилайеты (губернии), непосредственно подчиненные центру.

Реформы 1923 – 1924 гг. легли в основу первой республиканской конституции. Она была принята 20 апреля 1924 г. и оформила господство национальной буржуазии и связанных с нею групп помещиков. Ликвидация феодально-теократической монархии, султаната и халифата несомненно являлись прогрессивным шагом. Но конституция, вместе с тем, не носила демократического т характера. Трудящихся она наделила лишь формальными правами, а провозглашенные в ней права не были обеспечены для большей части населения реальными условиями их существования. Конституция объявляла всех граждан турками. Тем самым законодательно отрицалось существование в стране национальных меньшинств и санкционировалась их ассимиляция.

Начиная с 1925 г. в стране устанавливается однопартийная система НРП. Очень быстро происходит сращивание партийного руководства с государственным, что дало правящей верхушке механизмы авторитарной системы управления. В сознании кемалистов идеи европейской демократии прочно соединялись с традиционным, опирающимся на многовековой османский опыт, понимания преобладающей роли государственной машины. В 1925 - 1928 гг. были приняты новые, по европейскому образцу, уголовный и гражданский кодексы. Последний запрещал многоженство. Женщина получила равные права с мужчиной в вопросах брака и развода. Вводился европейский календарь и европейское летоисчисление, европейская одежда. Новый латинский алфавит сменил арабский.

Реформы под руководством Кемаля Ататюрка, наряду с политикой «этатизма», несомненно оживили экономическую и общественную жизнь страны. В ходе реформ окончательно оформилась идеология кемализма – одного из течений турецкого буржуазного национализма. Эта доктрина нашла отражение в программах НРП, принятых в 1927 г. и 1931 г. Основными принципами кемализма стали - «республиканизм», национализм», «этатизм», лаицизм», «единство турецкого народа», «революционность» /там же, с. 208-209/.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Культура и верования первобытных людей
Казалось бы, в глубокую старину люди были далекими от культуры. Но археологи опровергают такое предположение. Еще в древние времена люди научились изготавливать самые необходимые орудия труда и предметы быта. Для этого были необходимы незаурядный ум и большо ...

Влияние национальных традиций на военную историю Афганистана
Афганистан в течение столетий не только находился на стыке великих цивилизаций, но и становился ареной кровопролитных вооруженных столкновений. История войн в этой стране весьма богата: здесь были и персы, и македонцы, и арабы, и монголы. В новое время в Афг ...

Власть, государство и частная собственность: понятие, происхождение, развитие.
Наиболее развитая социологическая концепция развития общества принадлежит С. Е. Десницкому. Учение же его о происхождении государства, права, семьи и частной собственности тесно связано с его социологическими воззрениями. Констатировав факт прогрессивного ра ...