Республиканская Турция
Страница 1

Одним из наиболее важных вопросов периода кемалистской революции был вопрос государственного устройства новой Турции. Причем решение этой проблемы сторонники Кемаля начали осуществлять еще в период, когда в стране фактически было два центра государственной власти (Анкара и Стамбул) и еще шли военные действия с европейскими оккупантами. Так, 20 января 1921 г. ВНСТ приняло закон, согласно которому ВНСТ провозглашалось высшим органом государственной власти. Интересно, что формально этот закон не отменял конституцию 1876 г. и вообще ничего не говорил о власти султана – светской и духовной. И лишь окончательная победа над европейской интервенцией позволила кемалистам более решительно подойти к этим вопросам.

1 ноября 1922 года Великое национальное собрание приняло закон о ликвидации султаната.

29 октября 1923 г. Турция была провозглашена республикой

. 3 марта 1924 г. навсегда был упразднен

халифат

(духовная власть оттоманских султанов над всеми мусульманами).

Пришедшая к власти анатолийская буржуазия стремилась укрепить, созданное ею буржуазно-национальное государство. Однако пока победа кемалистов больше касалась внешних врагов в лице иностранных держав. Однако сама по себе эта победа совершенно не означала безусловной победы внутри своей страны. Огромную роль в Турции начала ХХ в. играл и с л а м.

Он имел многовековую традицию; по-настоящему верующими были практически все слои турецкого населения; по сложившейся традиции мусульманских стран ислам контролировал не только сферу идеологии, но также вопросы семьи, быта, просвещение и законодательную область. На протяжении длительного времени церковь в целом и высшие улемы обладали значительными материальными богатствами в виде земельных владений с крестьянами, шахты, рудники, жилой и общественный фонд в крупных городах и т.д. Так получилось, что на влияние церкви опирались довольно сильные в стране реакционные элементы, которые всячески противились любым нововведениям новой власти. По вполне понятным причинам центром этих элементов являлась сама столица - Стамбул.

Поэтому вполне естественно, что новые силы, которые вместе с Кемалем пришли к власти поставили своей целью создать светское государство и тем самым лишить реакцию ее главного оружия. Они разработали целую серию очень радикальных реформ, направленных на ликвидацию средневековых пережитков в государственном устройстве, быту, просвещении и общественном сознании.

В марте 1924 г. Великое национальное собрание ликвидировало министерство по делам религии и вакуфов. Одновременно были закрыты мусульманские духовные училища - медресе. Спустя месяц были упразднены религиозные судебные установления, действовавшие на основе шариата. В стране стало расти движение за отказ от средневековых обычаев, за раскрепощение женщины и европеизацию общественного устройства. В Стамбуле, в Анкаре и других городах, турчанки, не дожидаясь правительственных распоряжения, стали снимать чадру и носить европейские платья. Начались подготовительные работы по введению нового гражданского и уголовного кодексов построенных по европейским образцам /Миллер, 1948, с. 191/.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Гражданские войны 40-х годов 1 в. до н.э. и диктатура Юлия Цезаря
10 января 49 г. до н.э. Цезарь после тщательной подготовки неожиданно для противников перешел речку Рубикон, являвшуюся административной границей между Цизальпинской Галлией и основной частью Италии, находившейся под управлением римских магистратов. На бере ...

Заключение.
На наличие региональных особенностей повлияли следующие факторы: природные условия, традиция борьбы крестьян за свои права, деятельность партии в начале XX в., масштаб личности лидеров, уровень ошибок местной власти и одиозность отдельных ее представителей, ...

Судебная реформа
Судебные уставы предусматривали бессословность суда и его не зависимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжны ...