Республиканская Турция
Страница 1

Одним из наиболее важных вопросов периода кемалистской революции был вопрос государственного устройства новой Турции. Причем решение этой проблемы сторонники Кемаля начали осуществлять еще в период, когда в стране фактически было два центра государственной власти (Анкара и Стамбул) и еще шли военные действия с европейскими оккупантами. Так, 20 января 1921 г. ВНСТ приняло закон, согласно которому ВНСТ провозглашалось высшим органом государственной власти. Интересно, что формально этот закон не отменял конституцию 1876 г. и вообще ничего не говорил о власти султана – светской и духовной. И лишь окончательная победа над европейской интервенцией позволила кемалистам более решительно подойти к этим вопросам.

1 ноября 1922 года Великое национальное собрание приняло закон о ликвидации султаната.

29 октября 1923 г. Турция была провозглашена республикой

. 3 марта 1924 г. навсегда был упразднен

халифат

(духовная власть оттоманских султанов над всеми мусульманами).

Пришедшая к власти анатолийская буржуазия стремилась укрепить, созданное ею буржуазно-национальное государство. Однако пока победа кемалистов больше касалась внешних врагов в лице иностранных держав. Однако сама по себе эта победа совершенно не означала безусловной победы внутри своей страны. Огромную роль в Турции начала ХХ в. играл и с л а м.

Он имел многовековую традицию; по-настоящему верующими были практически все слои турецкого населения; по сложившейся традиции мусульманских стран ислам контролировал не только сферу идеологии, но также вопросы семьи, быта, просвещение и законодательную область. На протяжении длительного времени церковь в целом и высшие улемы обладали значительными материальными богатствами в виде земельных владений с крестьянами, шахты, рудники, жилой и общественный фонд в крупных городах и т.д. Так получилось, что на влияние церкви опирались довольно сильные в стране реакционные элементы, которые всячески противились любым нововведениям новой власти. По вполне понятным причинам центром этих элементов являлась сама столица - Стамбул.

Поэтому вполне естественно, что новые силы, которые вместе с Кемалем пришли к власти поставили своей целью создать светское государство и тем самым лишить реакцию ее главного оружия. Они разработали целую серию очень радикальных реформ, направленных на ликвидацию средневековых пережитков в государственном устройстве, быту, просвещении и общественном сознании.

В марте 1924 г. Великое национальное собрание ликвидировало министерство по делам религии и вакуфов. Одновременно были закрыты мусульманские духовные училища - медресе. Спустя месяц были упразднены религиозные судебные установления, действовавшие на основе шариата. В стране стало расти движение за отказ от средневековых обычаев, за раскрепощение женщины и европеизацию общественного устройства. В Стамбуле, в Анкаре и других городах, турчанки, не дожидаясь правительственных распоряжения, стали снимать чадру и носить европейские платья. Начались подготовительные работы по введению нового гражданского и уголовного кодексов построенных по европейским образцам /Миллер, 1948, с. 191/.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Предистория древнего Рима.
Древний Рим – уникальное явление в истории человечества. Особый тип мировоззрения, принесенный на плечах железных легионов, дал толчок к развитию европейской цивилизации в романском контексте. Маленькое селение на заре истории выросло в столицу огромной им ...

1951 Макс Тэйлер (1899-1972)
Формулировка нобелевского комитета: «за открытия, касающиеся желтой лихорадки и способов борьбы с ней». В 1930 году Тейлер сообщил, что желтую лихорадку можно привить и белым мышам, если вводить возбудителей непосредственно в мозг животных (введение в други ...

Департамент Полиции – новая спецслужба или смена названий?
Насколько же прав был Градовский, говоря лишь о смене названий, а не о полноценной реформе полицейских органов? Если речь идет только о смене названии, то получается что все чиновники (или большая их часть) III Отделения должны войти в состав новой спецслуж ...