Начало пути. Детство и отрочество А.Д.Сахарова. Роль семьи в формировании его характера
Страница 2

Материалы » А.Д. Сахаров - человек, ученый, политик » Начало пути. Детство и отрочество А.Д.Сахарова. Роль семьи в формировании его характера

Несомненно, очень большую роль в жизни А.Д. Сахарова сыграл его отец - Дмитрий Иванович Сахаров. Окончив гимна­зию, Дмитрий Иванович поступил на физико-математический фа­культет Московского университета, где слушал лекции Н.Е.Жуковского, Н.А.Умова, П.Н.Лебедева и других выдающихся уче­ных и педагогов. От них Дмитрий Иванович воспринял глубокий интерес к физике и вопросам ее преподавания. Научные и мето­дические идеи этих корифеев русской науки оказали определяющее влияние не только на выбор Дмитрием Ивановичем направления своей профессиональной деятельности, но и на весь его образ мышления, жизненную практику как в чисто научном, так и в нравственно-этическом аспекте . Дмитрий Иванович Сахаров являлся автором ряда учебников и научно-популярных книг по физике, например, таких, как "Рабочая книга по физике" (1930 г.), "Борьба за свет", "В помощь тем, кто плохо пони­мает электричество", "Теплота в природе и технике", "Электрическая лампочка и физические опыта с нею", "Сборник задач по физике" и др.[24] Дмитрий Иванович преподавал в педагогических институтах и технических вузах, а с 1953 г. и до последних дней жизни был членом редколлегии журнала "физика в школе" в котором часто выступал по узловым методическим проблемам. Требовательный к себе, Д.И.Сахаров был требователен и к слушателям; он не прощал легкомыслия и верхоглядства, но мог часами разъяснять студенту трудный физический вопрос. Его спокойная, неторопливая речь, вежливость и исключительная скромность навсегда запомнились тем, кому пришлось работать с ним или учиться у него. Человек высокой общей культуры, Дмитрий Иванович не был узким спе­циалистом, для которого существовала одна физика. Он тонко чувствовал природу, много путешествовал, понимал и любил музыку, особенно Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, в кругу друзей охотно исполнял произведения этих композиторов.[25]

Все это не могло не отразиться как на выборе профессии, так и на формировании характера и соответствующих личностных качеств А.Д.Сахарова, который, наблюдая кропотливый каждодневный труд отца, его поступки в различных жизненных ситуациях, очень многое воспринимал как пример для подражания и руководство к действию. Сам Андрей Дмитриевич вспоминал, что "папа, когда мне было 12-14 лет, несколько раз водил меня в лабораторию института, показывая опыты - они воспринимались как ослепи­тельное чудо, при этом я вое понимал (я так думал тогда, и вроде так оно и было). Вскоре я и сам стал делать "домашние" опыты" . [26] Главное чему научился А.Д.Сахаров у отца - это то, "как надо работать.[27] Андрей Дмитриевич подчеркивал, что его отец был "добрым, мягким и принципиальным человеком, с твердой мудростью, с сочувствием к людям.[28]

Таким образом, семья А. Д. Сахарова оказала на него огромное влияние. Он сумел вобрать в себя лучшие черты неско­льких поколений своих родных, которые проявлялись у них как в работе, так и в общении с людьми. Это- высокий интеллектуа­льный уровень, образованность, умение и желание добросовест­но работать, большая ответственность в любом деле, и, главное - гуманизм, вежливость, скромность, доброта и отзывчивость. Это подтверждал и сам А.Д.Сахаров, подчеркивая то, что "в другую эпоху, чем мои родные, в других условиях, с другой философией и жизненным положением, с другой биографией, я стал космополитней, глобальней, общественно активней, чем мои близкие. Но я глубоко благодарен им за то, что они дали мне необходимую отправную точку для этого".[29]

Страницы: 1 2 

Зарождение очагов новой мировой войны
На первых порах Версальско-Вашингтонская система устраивала многих. Но к ним с самого начала нельзя было отнести как минимум три страны — Германию, Японию и Италию. Первые две не без оснований считали итоги послевоенного мирного урегулирования унизительными ...

Родовые общины и племена. Поселения-стоянки первобытных людей
В период позднего каменного века совершенствование орудий труда и все хозяйственное развитие постепенно привели к глубоким положительным изменениям и в самом человеческом обществе. Людей объединял общий труд, они сообща оборонялись от нападений диких зверей. ...

Республиканская Турция
Одним из наиболее важных вопросов периода кемалистской революции был вопрос государственного устройства новой Турции. Причем решение этой проблемы сторонники Кемаля начали осуществлять еще в период, когда в стране фактически было два центра государственной в ...