Начало пути. Детство и отрочество А.Д.Сахарова. Роль семьи в формировании его характера
Страница 1

Материалы » А.Д. Сахаров - человек, ученый, политик » Начало пути. Детство и отрочество А.Д.Сахарова. Роль семьи в формировании его характера

Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 г. в Москве. Большое влияние на формирование человека, его взглядов, отношения к другим людям, выбор профессии, да и на его позицию в жизни всегда оказывает семья. Так было и у А.Д.Сахарова, семья которого сосредоточила в себе род характерных признаков и особенностей нашего народа, была как бы малым отражением исторического развития отечественной интеллигенции.

Мама А.Д.Сахарова, Екатерина Алексеевна (до замужест­ва Софиано) родилась в декабре 1893 года в Белгороде, Дедушка Алексей Семенович Софиано был профессиональным военным, артиллеристом. Среди его предков были обрусевшие греки - отсюда греческая фамилия - Софиано Мама получила образование в Дворянском институте в Москве.[18]

Семья отца отличалась от мами­ной. Дед отца Николай Сахаров был священником в пригороде Арзамаса в селе Выездное, и священниками же были его предки на протяжении нескольких поколений.[19] И мама, и большинство других родственников А.Д.Сахарова были глубоко верующими людьми. Это, безус­ловно, оказывало влияние на Андрея Дмитриевича, сам он в дет­стве также посещал Церковь, однако, как он сам вспоминал, "лет в 13 я решил, что я неверующий - под воздействием общей атмосферы жизни и не без папиного воздействия, хотя и неяв­ного . Сейчас я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные Церкви (особенно те, которые сильно сращены с государством и отличаются, главным образом обря­довостью или фанатизмом и нетерпимостью). В тоже время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной "теплоты", лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным.[20]

Следовательно, А.Д.Сахаров постепенно пришел к своему, качественно новому восприятию мира и места религии в нем.

Дед А.Д.Сахарова Иван Николаевич Сахаров был десятым ребенком в семье и единственным, получившим высшее (юридичес­кое) образование. Дед уехал учиться в Нижний

Новгород в ста километрах от Арзамаса. Иван Николае­вич стал популярным адвокатом, присяжным поверенным переб­рался в Москву и в начале века снял ту квартиру, где позже прошло детство А.Д.Сахарова. И.Н.Сахаров был челове­ком либеральных (по тем временам и меркам) взглядов. Среди знакомых семьи были такие люди, как В.Г.Короленко, известный адвокат Ф.Н.Плевако, писатель П.Д.Боборыкин.[21]

Интересным представляется тот факт, что И.Н.Сахаров в 1906 г. был редактором большого коллективного издания "Против смертной казни" (Сборник статей под редакцией М.Н. Гернета, О.Б. Гольдовского и И.Н. Сахарова, М. ,1906г.). Сам Андрей Дмитриевич указывал, что "эта книга, которую я читал ещё в детстве, произвела на меня глубокое впечатление. По существу, все аргументы против института смертной казни, которые я нашел в этой книге (восходящие к Гюго, Толстому, Короленко и другим выдающимся людям прошлого), кажутся мне не только убедительными, но и исчерпывающими и сейчас.

Я думаю, что для моего деда участие в работе над этой книгой явилось исполнением внутреннего долга и в какой-то мере актом гражданской смелости".[22]

Таким образом, А.Д. Сахаров, придерживаясь впоследствии мнения о необходимости отмены смертной казни, в известном смысле продолжил линию своего деда И.Н. Сахарова.

Бабушка А.Д. Сахарова Мария Петровна Сахарова (Домуховская) была дочерью сильно обедневшего смоленского дворянина. Судя по фамилии, в ней была какая-то доля польской крови. Она была человеком высоких душевных качеств: ума, доброты и отзывчивости, понимания сложностей и противоречий жизни, умения создать, направить и сохранить семью, воспитать своих детей, образованными, отзывчивыми, вполне современными и жизнеспособными людьми, сумевшими найти свое место в очень сложной и переменчивой жизни первой половины бурного двадцатого века. Бабушка была душой семьи, ее центром. Эта ее роль сохранялась и потом, до самой ее смерти. И за пределами семьи до сих пор есть немало людей, которым душевно много дал сахаровский - бабушкин дом.[23]

Высокие нравственные качества бабушки отразились впо­следствии и на Андрее Дмитриевиче, который сумел перенять их и уже никогда потом не изменял воспитанным в нем нрав­ственным принципам.

Страницы: 1 2

Основные направления исследований российского революционного терроризма в западной историографии
Интерес к российскому политическому терроризму на Западе был обусловлен волной террористических актов, захлестнувших западное общество. Для Советского Союза, огражденного от ударов международного терроризма, проблемы истории экстремистских организаций не явл ...

Болгарское национальное Возрождение (ХVIII в. – 70-е гг. ХIХ в.). Социально-экономическое развитие болгарских земель в XVIII в.
Существенные изменения в положении болгарских земель наступили в ХVIII в. В этот период в сельском хозяйстве Болгарии, как и во всей Османской империи, шел процесс разложения военно-ленной системы. Полный развал системы тимариотского землевладения имел ряд з ...

Поход на Китай. Объект операций - Тангутское государство
По выполнении задачи объединения в одно Государство монгольских народностей, населяющих плоскогорье Центральной Азии, взоры Чингисхана, естественно, обратились на Восток, к богатому, культурному, населенному не воинственным народом Китаю, всегда представлявш ...