Начало пути. Детство и отрочество А.Д.Сахарова. Роль семьи в формировании его характера
Страница 1

Материалы » А.Д. Сахаров - человек, ученый, политик » Начало пути. Детство и отрочество А.Д.Сахарова. Роль семьи в формировании его характера

Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 г. в Москве. Большое влияние на формирование человека, его взглядов, отношения к другим людям, выбор профессии, да и на его позицию в жизни всегда оказывает семья. Так было и у А.Д.Сахарова, семья которого сосредоточила в себе род характерных признаков и особенностей нашего народа, была как бы малым отражением исторического развития отечественной интеллигенции. www.inminds.ru

Мама А.Д.Сахарова, Екатерина Алексеевна (до замужест­ва Софиано) родилась в декабре 1893 года в Белгороде, Дедушка Алексей Семенович Софиано был профессиональным военным, артиллеристом. Среди его предков были обрусевшие греки - отсюда греческая фамилия - Софиано Мама получила образование в Дворянском институте в Москве.[18]

Семья отца отличалась от мами­ной. Дед отца Николай Сахаров был священником в пригороде Арзамаса в селе Выездное, и священниками же были его предки на протяжении нескольких поколений.[19] И мама, и большинство других родственников А.Д.Сахарова были глубоко верующими людьми. Это, безус­ловно, оказывало влияние на Андрея Дмитриевича, сам он в дет­стве также посещал Церковь, однако, как он сам вспоминал, "лет в 13 я решил, что я неверующий - под воздействием общей атмосферы жизни и не без папиного воздействия, хотя и неяв­ного . Сейчас я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные Церкви (особенно те, которые сильно сращены с государством и отличаются, главным образом обря­довостью или фанатизмом и нетерпимостью). В тоже время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной "теплоты", лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным.[20]

Следовательно, А.Д.Сахаров постепенно пришел к своему, качественно новому восприятию мира и места религии в нем.

Дед А.Д.Сахарова Иван Николаевич Сахаров был десятым ребенком в семье и единственным, получившим высшее (юридичес­кое) образование. Дед уехал учиться в Нижний

Новгород в ста километрах от Арзамаса. Иван Николае­вич стал популярным адвокатом, присяжным поверенным переб­рался в Москву и в начале века снял ту квартиру, где позже прошло детство А.Д.Сахарова. И.Н.Сахаров был челове­ком либеральных (по тем временам и меркам) взглядов. Среди знакомых семьи были такие люди, как В.Г.Короленко, известный адвокат Ф.Н.Плевако, писатель П.Д.Боборыкин.[21]

Интересным представляется тот факт, что И.Н.Сахаров в 1906 г. был редактором большого коллективного издания "Против смертной казни" (Сборник статей под редакцией М.Н. Гернета, О.Б. Гольдовского и И.Н. Сахарова, М. ,1906г.). Сам Андрей Дмитриевич указывал, что "эта книга, которую я читал ещё в детстве, произвела на меня глубокое впечатление. По существу, все аргументы против института смертной казни, которые я нашел в этой книге (восходящие к Гюго, Толстому, Короленко и другим выдающимся людям прошлого), кажутся мне не только убедительными, но и исчерпывающими и сейчас.

Я думаю, что для моего деда участие в работе над этой книгой явилось исполнением внутреннего долга и в какой-то мере актом гражданской смелости".[22]

Таким образом, А.Д. Сахаров, придерживаясь впоследствии мнения о необходимости отмены смертной казни, в известном смысле продолжил линию своего деда И.Н. Сахарова.

Бабушка А.Д. Сахарова Мария Петровна Сахарова (Домуховская) была дочерью сильно обедневшего смоленского дворянина. Судя по фамилии, в ней была какая-то доля польской крови. Она была человеком высоких душевных качеств: ума, доброты и отзывчивости, понимания сложностей и противоречий жизни, умения создать, направить и сохранить семью, воспитать своих детей, образованными, отзывчивыми, вполне современными и жизнеспособными людьми, сумевшими найти свое место в очень сложной и переменчивой жизни первой половины бурного двадцатого века. Бабушка была душой семьи, ее центром. Эта ее роль сохранялась и потом, до самой ее смерти. И за пределами семьи до сих пор есть немало людей, которым душевно много дал сахаровский - бабушкин дом.[23]

Высокие нравственные качества бабушки отразились впо­следствии и на Андрее Дмитриевиче, который сумел перенять их и уже никогда потом не изменял воспитанным в нем нрав­ственным принципам.

Страницы: 1 2

Роль купеческого капитала в развитии системы здравоохранения
Во второй половине XIX в. Активные позиции начинают занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи. Участие врачей в различных благотворитель ...

История возникновения гербов. Геральдика. Что такое герб?
Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди государственных символов первенствовали э ...

Карфаген. Социальное, политическое и кономическое положение.
Первым серьезным противником Римской республики в борьбе за господство в Западном Средиземноморье выступает Карфаген. К моменту первого военного столкновения, переросшего в Первую Пуническую войну (III век до н.э.), Карфагенское государство имело уже более ...