Становление российского флота
Страница 3

Материалы » Армия Петра I » Становление российского флота

В связи с такими изменениями Адмиралтейский приказ в Москве постепенно терял свои функции. Он был преобразован в Московскую адмиралтейскую контору, в ведении которой с 1718 года оставались "до указу" Математическая школа, Ха-мовный двор, поставлявший парусину, сбор средств для флота с денежных дворов и из приказов, а также сбор "корабельной запущенной доимки" с Московской губернии за прежние годы.

В 1717 году организуется Обер-сар-ваерская контора во главе с обер-сар-ваером И. Головиным, занимавшаяся вопросами кораблестроения, и Адмиралтейская подрядная контора во главе с обер-комиссаром полковником Г. Норовым, в подчинение которого поступили обер-провиантмейс-тер со своей канцелярией, цалмейс-тер со своим аппаратом и военные комиссары.

Осуществленные преобразования явились, несомненно, крупным шагом вперед, но в целом управление было еще весьма далеким от идеала. Допускались значительные злоупотребления, конфликты продолжали возникать, и сам Ф. Апраксин при их разрешении часто принимал сторону нарушителей, особенно если они были приближенными царя. Это не могло не вредить делу. Видя трудности и противоречия сложившейся ситуации, Петр решает ввести коллегиальное управление по примеру других стран. После нескольких лет организационных перестановок Адмиралтейская коллегия приобрела законченную форму. Во главе ее встал президент Ф. Апраксин, вице-президентом был назначен К. Крюйс, а асессорами генерал-майор Г. Чернышев и полковник Г. Норов. Секретарем стал И. Тормасов1 С 1720 года было велено присутствовать по одному шаутбе-нахту (контр-адмиралу) и по одному капитан-командору, что было очень важно, ибо эти люди как никто знали нужды флота. Коллегии подчинялись все канцелярии, конторы и правления дел, которых к 1722 году насчитывалось 13. Это были Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, Обер-сарваерская, Провиантская, Подрядная, Мундирная, Счетная, Лесная и Контролерская конторы, а также правления дел — цейхмейстер-ских, казначейских, цалмейстерских и аудиторских.[19]

Военный флот подразделялся на корабельный и галерный2. Корабель-нын состоял из двух эскадр — Ре-вельской и Котлинской. Флагман эскадры осуществлял и общее командование портом приписки. В отсутствие флагмана портом управлял его сухопутный комендант.

Таков вкратце путь развития русского флота и его учреждений в первой четверти XVI И века.

Становление русского военно-морского флота сопровождалось составлением различного рода законодательных документов, регулирующих все аспекты его деятельности. Русское военно-морское законодательство совершенствовалось параллельно со всеми структурами флота, направляло этот процесс. Работа по формированию военно-морского законодательства петровского времени была огромна по объему и завершилась только на исходе первой четверти XVIII века изданием таких важнейших документов, как Устав морской (1720 г.) и Адмиралтейский регламент (1722 г.).

Надо отметить, что определенный, хотя и небольшой, опыт в этой области имелся. Первым российским специальным актом военно-морского законодательства справедливо принято считать "Артикульные статьи", составленные в 1668 году капитаном Ботлером, которые явились руководством к плаванию по Каспийскому морю на единственном крупном корабле того времени "Орел". Документ состоял из 34 статей, две трети которых кратко и конкретно определяли обязанности капитана корабля и его подчиненных во время плавания, стоянки на якоре и боевых действий. Лишь 10 заключительных статей касались общих и дисциплинарных вопросов. Мы отмечаем этот документ вовсе не случайно. По сути дела, он является зрелым морским уставом, пусть очень кратким (составлялся только для одного корабля), но тем более поразителен достаточно глубокий и всесторонний охват главных аспектов военно-морской службы. Примечательно, что "Артикульные статьи" практически не содержат пунктов об уголовных наказаниях: здесь лишь оговаривается, что наказание за неисполнение приказа определяется капитаном корабля (ст. 29), а за измену предусмотрены арест и передача виновного на берегу приставам для дальнейшего судебного разбирательства (ст. 30). Этим "Статьи" значительно отличаются от всех дальнейших уложений, где уголовная часть занимает солидное место. К сожалению, видимо, после сожжения "Орла" документ этот затерялся и никак не использовался. Упоминание о нем встречается лишь единожды в Указе Петра от 13 января 1720 г. по поводу создания Устава морского.[20]

Официальной датой начала русского военного флота считается 1696 год, когда состоялся знаменитый приговор Боярской думы "Морским судам быти .". В этом же году появляется и первый собственно петровский Морской устав из 15 статей, содержавшихся в царском "Указе по галерам". Здесь изложены лишь самые общие положения о плавании флотом, снятии с якоря и постановке на него, о боевых действиях против неприятеля и взаимопомощи при несчастных случаях. При минимальном чисто военно-морском содержании значительное место занимает уголовная часть, где каждая статья содержит описание наказания, предусмотренного за ее невыполнение, начиная с рублевого штрафа и кончая смертной казнью.

Страницы: 1 2 3 4 5