Просветительский этап в болгарском Возрождении.

Материалы » Болгарские земли в Новое время » Просветительский этап в болгарском Возрождении.

Главными идеологами и видными организаторами культурно-просветительского движения на этом этапе были Петр Берон и Васил Априлов. Особенно важное значение для народного просвещения имел болгарский букварь Петра Берона, изданный впервые в 1824 г. в Трансильвании. Наряду с азбукой в нем находились статьи по физике и естественной истории с рисунками. В болгарских училищах, где до этого были только псалтыри, букварь произвел большое впечатление. Вслед за ним появились другие учебники и книги для народа. В школах стала распространяться ланкастерская система обучения. Наконец, на формирование самосознания болгар оказало большое влияние сочинение карпатского украинца Юрия Венелина « Древние и нынешние болгары», проявившееся в 1829 г. Кроме того, Венелин собрал много грамот, старинных песен и составил грамматику болгарского языка. www.guidebanking.ru

Практические последствия деятельности Венелина наглядно проявились в судьбе уроженца города Габрово Василия Априлова. Мальчиком он попал в Москву, где в то время габровские купцы имели свои торговые конторы. Априлов посещал русские школы, а затем переселился в Одессу, нажил большое состояние и стал почитателем греческого просвещения. Однако в 1831 г., познакомившись с сочинением Венелина, он изменил свои взгляды и стал поборником просвещения болгарского народа. Объединившись с одесским купцом Палаузовым и другими богатыми болгарами, Априлов открыл на своей родине, в Габрово, училище, где преподавание стало вестись на родном языке и по современному европейскому образцу. Через 10 лет после основания габровского училища, к 1845 г. в болгарских землях уже были 53 болгарские народные школы. Для подготовки хороших учителей болгарские купцы-патриоты посылали молодых земляков в одесский лицей. Год спустя после открытия габровского училища, в городе Солуни архимандритом Теодосием была основана первая болгарская типография. Книги, которые там печатались, способствовали развитию у болгар интереса к своему прошлому и содействовали распространению болгарских школ. Наконец, в Лейпциге в 1846 году Иван Богоров начал издавать газету под названием «Болгарский орел».

Таким образом, результаты культурно-просветительского движения были довольно внушительны, но духовная власть все-таки находилась в руках греческого духовенства. Образованные болгарские патриоты понимали, что одной из важных задач национального возрождения является создание самостоятельной болгарской церкви. В 1839 г. был обнародован «Гюльханейский хатт-и-шериф» — султанский указ о равноправии подданных империи, ставший одним из центральных актов торжественно провозглашенной эпохи реформ Селима III. Несмотря на то, что закрепленные в нем права остались на бумаге, они дали болгарам повод ходатайствовать о замещении греческих епископов болгарскими. И хотя согласия от патриарха получено не было, мысль об освобождении от фанариотов прочно вошла в сознание болгар. Главенствующую роль в борьбе за независимую церковь играли болгарские священники. Во главе этого движения стояли хилендарский архимандрит Неофит Бозвели и монах Илларион Макариопольский.

В 40-е годы ХIХ в. центр борьбы за самостоятельную болгарскую церковь переместился в османскую столицу, где ее поддержало многочисленное влиятельное купечество. Купцы подали прошение султану, где были сформулированы основные требования: церковная иерархия в болгарских землях должна формироваться из болгар и получать определенное вознаграждение за службу; богослужение проходить на болгарском языке; болгарам следует иметь своих церковных представителей при султане в Стамбуле, а также иметь возможность ходить в православный храм и обучаться в болгарских школах. Несмотря на то, что авторов программы сослали в монастырь на Афон, где Н. Бозвели и умер, османское правительство заинтересованное в разжигании болгаро-греческого конфликта, удовлетворило некоторые отдельные требования. С 1848 г. в турецкой столице стала выходить болгарская газета, в это же время в доме знатного болгарина Стефана Богороди, занимавшего высокий пост при султанском дворе, была открыта церковь св. Стефана. При ней были организованы школа и типография. За болгарской общиной в Стамбуле признавались права отдельной епархии во главе с епископом. В 1851 г. патриарх рукоположил болгарина Иллариона Макариопольского, которому, однако, не дал кафедры. В этом же году в городе Пловдиве известный деятель болгарского Возрождения Н. Геров организовал торжественное чествование святых Кирилла и Мефодия. Болгарский народ стал отмечать первый национальный праздник.

Сравнительный анализ экономических курсов Ф. Рузвельта и И. Сталина
Две великие державы, с противоположными взглядами на ведение политики, экономики и различным менталитетом, но одинаково жаждущих мировое господство, СССР и США, в начале 20 века ищут пути выхода из кризиса в экономике… Изучая экономические курсы И. Сталина ...

Первая русская революция 1905-1907 г.. Причины, задачи и движущие силы революции
Причинами первой русской революции 1905-1907г. были: 1. Устранение пережитков феодализма, необходимость дать полный простор развитию капиталистического производства. 2. Решение аграрного вопроса. 3. Разработка рабочего законодательства. 4. Решение национ ...

Доисторические орудия
Во многих уголках мира первые охотники пользовались для изготовления орудий труда и оружия кремнем и другими породами камня (обсидианом). Постепенно люди начали узнавать, как делать более разнообразные орудия. Появились искусные ремесленники. Для охоты на пт ...