Просветительский этап в болгарском Возрождении.
Главными идеологами и видными организаторами культурно-просветительского движения на этом этапе были Петр Берон и Васил Априлов. Особенно важное значение для народного просвещения имел болгарский букварь Петра Берона, изданный впервые в 1824 г. в Трансильвании. Наряду с азбукой в нем находились статьи по физике и естественной истории с рисунками. В болгарских училищах, где до этого были только псалтыри, букварь произвел большое впечатление. Вслед за ним появились другие учебники и книги для народа. В школах стала распространяться ланкастерская система обучения. Наконец, на формирование самосознания болгар оказало большое влияние сочинение карпатского украинца Юрия Венелина « Древние и нынешние болгары», проявившееся в 1829 г. Кроме того, Венелин собрал много грамот, старинных песен и составил грамматику болгарского языка.
Практические последствия деятельности Венелина наглядно проявились в судьбе уроженца города Габрово Василия Априлова. Мальчиком он попал в Москву, где в то время габровские купцы имели свои торговые конторы. Априлов посещал русские школы, а затем переселился в Одессу, нажил большое состояние и стал почитателем греческого просвещения. Однако в 1831 г., познакомившись с сочинением Венелина, он изменил свои взгляды и стал поборником просвещения болгарского народа. Объединившись с одесским купцом Палаузовым и другими богатыми болгарами, Априлов открыл на своей родине, в Габрово, училище, где преподавание стало вестись на родном языке и по современному европейскому образцу. Через 10 лет после основания габровского училища, к 1845 г. в болгарских землях уже были 53 болгарские народные школы. Для подготовки хороших учителей болгарские купцы-патриоты посылали молодых земляков в одесский лицей. Год спустя после открытия габровского училища, в городе Солуни архимандритом Теодосием была основана первая болгарская типография. Книги, которые там печатались, способствовали развитию у болгар интереса к своему прошлому и содействовали распространению болгарских школ. Наконец, в Лейпциге в 1846 году Иван Богоров начал издавать газету под названием «Болгарский орел».
Таким образом, результаты культурно-просветительского движения были довольно внушительны, но духовная власть все-таки находилась в руках греческого духовенства. Образованные болгарские патриоты понимали, что одной из важных задач национального возрождения является создание самостоятельной болгарской церкви. В 1839 г. был обнародован «Гюльханейский хатт-и-шериф» — султанский указ о равноправии подданных империи, ставший одним из центральных актов торжественно провозглашенной эпохи реформ Селима III. Несмотря на то, что закрепленные в нем права остались на бумаге, они дали болгарам повод ходатайствовать о замещении греческих епископов болгарскими. И хотя согласия от патриарха получено не было, мысль об освобождении от фанариотов прочно вошла в сознание болгар. Главенствующую роль в борьбе за независимую церковь играли болгарские священники. Во главе этого движения стояли хилендарский архимандрит Неофит Бозвели и монах Илларион Макариопольский.
В 40-е годы ХIХ в. центр борьбы за самостоятельную болгарскую церковь переместился в османскую столицу, где ее поддержало многочисленное влиятельное купечество. Купцы подали прошение султану, где были сформулированы основные требования: церковная иерархия в болгарских землях должна формироваться из болгар и получать определенное вознаграждение за службу; богослужение проходить на болгарском языке; болгарам следует иметь своих церковных представителей при султане в Стамбуле, а также иметь возможность ходить в православный храм и обучаться в болгарских школах. Несмотря на то, что авторов программы сослали в монастырь на Афон, где Н. Бозвели и умер, османское правительство заинтересованное в разжигании болгаро-греческого конфликта, удовлетворило некоторые отдельные требования. С 1848 г. в турецкой столице стала выходить болгарская газета, в это же время в доме знатного болгарина Стефана Богороди, занимавшего высокий пост при султанском дворе, была открыта церковь св. Стефана. При ней были организованы школа и типография. За болгарской общиной в Стамбуле признавались права отдельной епархии во главе с епископом. В 1851 г. патриарх рукоположил болгарина Иллариона Макариопольского, которому, однако, не дал кафедры. В этом же году в городе Пловдиве известный деятель болгарского Возрождения Н. Геров организовал торжественное чествование святых Кирилла и Мефодия. Болгарский народ стал отмечать первый национальный праздник.
Битва под Москвой 1941 — 1942 гг.
По количеству войск, военной техники и вооружения, размаху и напряженности боевых действий битва под Москвой в 1941 – 1942 гг. была одной из крупнейших в истории второй мировой войны. Она происходила на территории до 1000 км по фронту и до 350-400 км в глуби ...
Эскалация военных действий на малороссийских Землях. Русско-Польская
война в Приднепровье 1660-1665 гг.
С 1660 года возобновляются действия на русско-польском фронте на Украине и в Белоруссии, после того, как был заключён польско-шведский мир, и коронные силы могли обратить свою мощь против российско-казацких войск. Весной 1660 года ещё теплилась надежда на пр ...
Карфаген. Социальное, политическое и кономическое положение.
Первым серьезным противником Римской республики в борьбе за господство в Западном Средиземноморье выступает Карфаген.
К моменту первого военного столкновения, переросшего в Первую Пуническую войну (III век до н.э.), Карфагенское государство имело уже более ...