От Ивана III до первых Романовых. Появление на Руси двуглавого орла. Иван III
Страница 1

Материалы » Государственный герб Российской Федерации » От Ивана III до первых Романовых. Появление на Руси двуглавого орла. Иван III

Двуглавый орел не относится к числу знаков, широко известных российской традиции ранее конца XV века. Изображения двуглавых орлов в России встречаются, но они чрезвычайно немногочисленны, и представляют собой не правило, а исключение.

Первые известные изображения датируются Х веком: это бляшки (украшения костюма) из Гнездовского кургана и из Осиповой пустыни. Известна декоративная плитка с двуглавым орлом, найденная на берегу Днестра в местечке Высилеве (Северная Буковина) – она датируется XII-XIII веками, двуглавые орлы в росписях Рождественского собора в Суздале (XIII век). XIV веком датируется монета, на которой изображена оригинальная фигура: человек с двумя головами и орлиными крыльями.

Исследователи, высказывают предположения о том, что эти редкие и нетипичные для России изображения, вероятно, заимствованы с востока. В X-XIII веках русские земли имели достаточно активные торговые сношения с Персией (Ираном) и арабскими странами, после установления над Русью власти Золотой Орды, сношения с арабским, персидским и среднеазиатским востоком осуществлялись через ордынское посредство.

Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Ивана III Васильевича (1462-1505). (см. Приложение 3). Иван III является одним из величайших деятелей российской истории. Его значение определяется тем, что им было создано единое российское государство.

Утвердив свою власть в новом – едином российском государстве, Иван III позаботился о том, чтобы отразить это в главном средстве демонстрации своих прав – печати. С ее помощью сообщалось о том, что документ действительно выдан от лица того, кто приложил к нему печать. Властитель, имевший в подчинении какие-либо территории, долгое время тратил силы на то, чтобы обрести право использовать свою печать, так как без этого он не считал свою власть легитимной и не признавался другими владетелями.

Такой печатью и является печать 1497 года. Она имеет лицевую и оборотную сторону. На лицевой стороне печати 1497 года изображен знак московских князей – ездец: всадник, поражающий копьем дракона (змея). На оборотной стороне – двуглавый орел, каждая голова которого увенчана короной. Двуглавый орел имел принципиально новое значение. Если раньше на оборотных сторонах помещались символы связанные лично с князем (например, святой покровитель князя), то теперь оборотную сторону печати занял символ государства, которым князь управляет. Этим символом стал двуглавый орел и печать, таким образом, обрела стройное логическое значение: лицевая сторона говорила о том, кто именно владеет данной печатью, а оборотная – о том, какой страной управляет владелец печати.

Здесь уместно задаться вопросом: почему именно двуглавый орел? Какими соображениями руководствовался Иван III, избирая этот знак символом нашей страны? Ответ на этот вопрос сложен: история не сохранила для нас источников, позволяющих вывести точное заключение. Мы можем лишь высказывать предположения и анализировать их вероятность.

Из истории бытования двуглавого орла в других странах можно сделать несколько предположений:

Двуглавый орел был принят по примеру Священной Римской Империи.

Двуглавый орел был перенят Россией у Балканских стран.

Двуглавый орел был заимствован Россией из Византии.

Против первой версии говорит то, что Россия восприняла не ту форму двуглавого орла, который был принят на Западе. Русский орел имел не известные Западу атрибуты – короны на головах, и иное цветовое решение (золотой орел на красном, на западе – черный орел на золотом).

Активно развивала связи Россия и с Балканскими странами (Молдавией, Валахией, Болгарией) и особенно сильно балканское влияние сказывалось в культурной сфере. Однако в политической среде балканское влияние и значение балканских проблем было несравненно меньше, чем влияние византийского и западного вопросов.

Наиболее предпочтительной является третья версия. Безусловно, Иван III поддерживал представление о России, как наследнице Византии. Активно подчеркивалось, что после падения Византии Россия осталась последним оплотом православия. Иван III женился на племяннице последнего Византийского императора, русский двор старался следовать византийским традициям. Сам государь начал добиваться именования себя "царем". Однако необходимо помнить, что двуглавый орел в Византии не был в полном смысле слова государственной эмблемой, и не совсем отвечал тому характеру нового государственного знака, который был необходим Ивану III.

Страницы: 1 2

Многозначность слова «просвещение»
Слово "культура" вошло в русский язык довольно поздно - оно стало известно, как отмечает П.Я. Черных, лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году "Карманная ...

Общественно-политическая жизнь БАССР в 1920-1930-е гг.
После Февральской и Октябрьской революций 1917 года в Башкортостане развернулось рабочее, крестьянское и национальное движение. Различные слои башкирского населения требовали признания башкир нацией, имеющей право на самоопределение.В ноябре 1917 года Башкирс ...

Министерства
В 1802 г., с целью укрепить единоначалие, вместо коллегий, созданных Петром I, были учреждены министерства: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Но поскольку верховным распорядителем остался ...