Становление российского флота
Страница 1

Материалы » Армия Петра I » Становление российского флота

Попытки выйти на большую воду и обзавестись собственной военной силой на море предпринимались еще и в допетровское время. Но это были робкие первые шаги, которые не могли иметь большого значения. С петровским царствованием связано создание в России регулярного военного флота, и в первую очередь на Балтике, ибо этот район был решающим как в политическом, так и в экономическом плане. Попытки создать флот на Азовском море в начале правления Петра играли роль испытательного полигона. Но если нужда в галерах и бомбардирских судах в основном успешно удовлетворялась, то совсем иначе дело обстояло с крупными парусными кораблями, строительство которых еще только разворачивалось. Петр вынужден был прибегнуть к их покупке за границей. Качество этих судов было невысоким, но покупка обходилась казне дешевле, чем строительство у себя, и, главное, позволяла в короткий срок укомплектовать флот минимально необходимым числом боевых кораблей. Всего было куплено и построено по заказу за границей 17 линейных кораблей и 7 фрегатов, причем пик приходится на период с 1711 по 1715 год. Лишь два корабля и два фрегата из этого числа были заказаны в 1721 году.

Формирование корабельного состава Балтийского флота проходило в несколько этапов, что имело ряд причин. Первоначально, пока основные боевые действия происходили на суше и активно велось азовское строительство, от молодого Балтийского флота требовалось выполнение ограниченного круга задач — обороны строящейся новой столицы и помощи сухопутным силам. Судостроительная база для Балтики была очень слабой. Основные мастера работали в Воронеже. Поэтому в течение первого десятилетия на Олонецкой и Сясьской верфях были построены 15 фрегатов и 13 шняв, большинство из которых пришли в негодность уже к 1710 году. Лишь фрегат "Штандарт" и шнява "Мункер" ввиду добротности постройки прослужили долгие годы.[16]

Второй этап начинается после Полтавской битвы, когда стало ясно, что теперь основной театр военных действий перемещается на Балтийское море. Флоту потребовались линейные корабли — основная ударная сила на море. В это время было построено несколько 50 — 54-пушечных, линейных кораблей Тогда же начинает функционировать Санкт-Псгербургское адмиралтейство. Там был спущен на воду линкор "Полтава".

Увеличение корабельного состава русского военно-морского флота, расширение круга его применения поставили во главу угла проблему комплектования его кадрами, как рядовыми, так и офицерскими. В рядовые матросы набирали рекрутов преимущественно из районов, жители которых были знакомы с судоходством, занимались рыбной ловлей и промыслом морского зверя. Правда, для их обучения пришлось прибегнуть к найму матросов за рубежом. Среди офицерского состава процент иностранцев был неизмеримо выше. На первых порах иноземцы получали гораздо более высокое жалованье по сравнению с их русскими коллегами. Такие меры были вынужденными, ибо требовалось время для подготовки собственных кадров, а боеспособный, укомплектованный специалистами флот нужен был немедленно. Подготовке отечественных квалифицированных моряков Петр I уделял огромное внимание. Хорошо известны такие его мероприятия, как посылка молодежи за границу для приобретения морских специальностей, создание навигационной школы, Морской академии и школы практического обучения на кораблях, где будущие наши моряки приобретали прекрасный опыт. В петровское царствование иноземцы в большинстве своем верой и правдой служили новому своему отечеству. Имена выдающихся офицеров — К. Крюйса, И. Ьоциса, М. Змаевича, П. Сиверса, Т. 1ордона. Дж. Паддона, В. Шельтин-га, Ф Вильбоа, В. Беринга, кораблестроителей — Д. Дена, О. Ная, Р. Кожина, P. Броуна, В. Геренса с сыном, М. Пангало и других неотделимы от славной истории русского флота. Многие из них навсегда остались в России и положили начало известным морским династиям.

Со временем, когда наш флот был уже достаточно укомплектован отечественными кадрами, отпала необходимость столь широкого найма специалистов за границей, и многим иностранцам была дана отставка, что особенно характерно для низших чинов. Так, уже в 1721 году на флоте не осталось ни одного матроса иностранца. Среди младшего и среднего комсостава была проведена строгая ревизия, приведшая к увольнению большого числа иностранцев, проявивших хоть в чем-то свою некомпетентность.[17]

Так ликвидировались издержки, которые были неизбежны в начале становления русского флота, когда на службу порой поступали люди, далекие от морского дела, привлеченные высоким жалованьем и легкой возможностью сделать в России быструю карьеру. Однако случаев предательства среди иностранцев-моряков практически не было. Самые высшие должности занимали русские — Ф.М. Апраксин, Ф.А. Головин, сам Петр I. Многие русские офицеры — братья Наум и Иван Си-нявины, К. Зотов, И. Муханов, М. Коробьин, Д. Мясной — дослужились до высоких чинов, а кораблестроители Ф. Салтыков, Ф. Скляев, Г. Меншиков, Ф. Пальчиков и их более молодые коллеги Г. Окунев, И. Рамбург значительно продвинули вперед отечественное кораблестроение.

Страницы: 1 2 3 4 5

История возникновения гербов. Геральдика. Что такое герб?
Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди государственных символов первенствовали э ...

Массово-политические работы
Партийные и советские организации, хозяйственные органы области проводили большую массово-политическую работу, направленную на повышение уровня производства. Большую помощь труженикам села оказали рабочие области. Укреплялись сельские партийные организации. ...

Заключение.
Андрей Дмитриевич Сахаров является уникальным человеком, подтверждением этого служит вся его жизнь и деятельность. Он был высоконравственным, моральным человеком. Несомненно, большое влияние на становление его как личности, оказала семья и окружение. Характ ...