Политика Ф. Рузвельта в области экономики
Страница 1

Экономический кризис заставил американское правительство искать пути оздоровления хозяйства и разработать комплексную антикризисную программу. Решение этих задач связано с именем крупного политического деятеля XX века Франклина Рузвельта, представителя Демократической партии, который одержал победу на выборах 1932 года (прил1). Вскоре после прихода к власти он предложил «новый курс», направленный на радикальное решение проблем страны. Следует отметить, что политика «нового курса» была разработана в течение 100 дней на специальной сессии Конгресса, созванной 9 марта 1933 года.

Суть этой программы, во многом основанной на учении выдающегося английского ученого-экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946), кратко можно свести к следующему: отказ от надежд на автоматический выход из кризиса, ограничение стихии совершенной конкуренции, внедрение методов государственного регулирования экономических процессов в стране, смягчение социальных противоречий, проведение различных реформ во внутренней и внешней политике США. Среди тех, чьи идеи также использовала администрация президента Ф. Рузвельта в период, получивший название Великой депрессии, был известный экономист Василий Леонтьев (1906–1999), уехавший из России в 1925 году.

4 марта 1933 г. 32-й президент США занял Белый дом. В инаугурационной речи он сказал: «Единственное, перед чем мы должны испытать страх – это сам страх. Стране нужны, и если я правильно понимаю её права, стране требуются дерзкие, непрерывные эксперименты. Ведь это так естественно: избрать метод и испытать его. Если ничего не получается, надо честно признать это и попробовать другое. Самое важное – что-нибудь пробовать».

И действительно, в этот момент США необходимо было энергичное правительство, способное остановить дальнейший спад, заставить работать механизм капиталистической экономики, не допустить развития движения социального протеста (с4).

Следует подчеркнуть, что «новый курс» не был заранее спланированной и тщательно продуманной программой, его антикризисные мероприятия часто носили прецедентный характер. Это дало основание считать, что правительство Ф. Рузвельта было практически единственным в истории США, воплотившим в жизнь больше реформ, чем обещало в ходе подготовки к выборам. В осуществлении «нового курса» обычно выделяют два этапа: первый, который продолжался с 1933 по 1935 год, и второй, начавшийся в 1935 году. В целом вся программа была завершена в 1938 году.

В выступлениях Ф. Рузвельта постоянно звучали призывы повернуться лицом к «забытому человеку», и это находило широкий отклик у бедных слоев населения. «Новый курс» получил поддержку как среди рабочих, фермеров, мелкой и средней буржуазии, так и среди крупных предпринимателей, банкиров, поскольку был направлен на всеобщие преобразования в стране.

Администрация Ф. Рузвельта проводила реформы, охватывавшие все сферы экономики.

В года «Великой депрессии» банковская система оказалась на пороге краха, так как большинство вкладчиков бросились изымать золото и доллары, предпочитая держать их дома. Всего за два дня, 2 и 3 марта 1933 года, из банков было изъято 500 млн. долл., сами же банки стали выбрасывать на рынок огромное количество необеспеченных «ценных» бумаг, доверие к которым стремительно падало. В результате паники стали закрываться банки, находившиеся в главных финансовых центрах страны – в штатах Нью-Йорк и Иллинойс.

Многие общественные деятели и политики выступали с требованием национализировать банки, Ф. Рузвельт не пошел на эту меру, а 6 марта 1933 года объявил о введении в стране чрезвычайного положения и закрыл все банки. В течение недели (так называемых банковских каникул) был прекращен обмен банкнот на золото, и оно изымалось из обращения. За это время был принят чрезвычайный банковский закон, по которому все банки делились на три группы: в первую входили «здоровые» банки, их можно было открывать сразу же; во вторую – требующие небольшой помощи, для того чтобы снова функционировать; третью составляли безнадежные банки, и их следовало ликвидировать. Каждый банк мог начать работу только после специального разрешения правительства, а министр финансов имел право потребовать предоставления ему любой информации о деятельности этого банка. Федеральная резервная система должна была выдавать нуждающимся кредитным учреждениям ссуды под залог ценных бумаг и государственных облигаций, им разрешалось выпускать привилегированные акции, которые скупались Реконструктивной финансовой корпорацией, чтобы увеличить объем наличных денег. После этих чрезвычайных решений с 15 марта начали работать банки, признанные «здоровыми». При этом их число сократилось с 6145 в 1932 году до 4890 в 1933-м. В целом за 1933–1939 гг. при сокращении числа банков на 15% объём их активов вырос на 37%(с5).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Культура и верования первобытных людей
Казалось бы, в глубокую старину люди были далекими от культуры. Но археологи опровергают такое предположение. Еще в древние времена люди научились изготавливать самые необходимые орудия труда и предметы быта. Для этого были необходимы незаурядный ум и большо ...

1996 Питер К. Догерти (1940) и Рольф М. Цинкернагель (1944)
Формулировка нобелевского комитета: «за открытия, касающиеся специфичности клеточно-опосредованной иммунной защиты». Цинкернагель и Догерти в опытах на мышах изучали, как иммунная система и особенно Т-лимфоциты, защищают организм от проникших в него вирусо ...

Князь и дружина в повести временных лет. Княжеская власть на Руси
Итак, разберем те особенности и функции княжеской власти в древнерусском государстве, которые дошли до нас с помощью Повести временных лет. Само существование княжеской власти подразумевает определенные институты и атрибуты общества, которые мы называем «го ...