Томас Мюнцер
Страница 1

С именем Мюнцера, «самой величественной фигуры» Крестьянской войны, связаны не только ее наиболее драматические события, но и значительные идейные столкновения, предшествовавшие восстанию. Если Лютер был духовным вождем умеренного бюргерско-реформаторского крыла, то Мюнцер возглавлял революционный крестьянско-плебейский лагерь. Он был одним из главных создателей того радикального течения в реформационном движении, которое принято считать народной реформацией.

Мюнцер родился в 90-х годах XV в. в одном из центров горной промышленности Германии — Гарце, в городе Штольберге. Он принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Мюнцер рано познакомился с учением Лютера и стал горячим его приверженцем. Направленный Лютером в качестве проповедника в Ютеборг, он резко выступал против мирских устремлений духовенства. После Лейпцигского диспута (1519 г.), когда Экк пытался доказать близость лютеровских воззрений ереси Яна Гуса, Мюнцер часто думал о Чехии как о стране, где возникнет новая апостольская церковь.

При содействии Лютера в мае 1520 г. он начал проповедовать в Цвиккау (Саксония). Но как только в проповедях зазвучал призыв к радикальным преобразованиям, находивший отклик среди подмастерьев и окрестных крестьян, ему объявили об увольнении, а его верных сторонников бросили в тюрьму. Было ясно, что Мюнцер стал отходить от Лютера. Он не хотел соглашаться, что только Библия — источник откровения. Неужели со времен апостолов Господь обрек себя на молчание? Нет, он и теперь говорит с истинно верующими. Услышать его голос может даже тот, кто не знает грамоты.

Вынужденный покинуть Цвиккау, Мюнцер отправился в Прагу. Надежды приобщиться там к духу гуситов не оправдались, но Мюнцер отчетливее определил собственную позицию. Он обличал попов, которые, заучив мертвые слова из Библии, выплескивают на бедный люд книжную, ложную веру. Полагаться надо на «внутреннее слово»: Господь, открывая свою волю, пишет его в сердцах верующих. <В недалеком будущем власть на веки вечные перейдет к народу»,— провозглашал он в <Пражском манифесте».

Весной 1523 г. Мюнцер получил место священника в Алыптедте, маленьком саксонском городе. Слушать его проповеди приходили издалека, даже горнорабочие с мансфельдских рудников. Создав <Немецкую евангелическую мессу», Мюнцер вел богослужение на родном языке: оно должно было, возвышая человека, сделать его способным постичь слово Божие и подготовить к борьбе с теми, кто попирает Евангелие. Необходимо отвратить людей от жажды суетного богатства. Страждущему бедняку это легче, чем сильным мира сего. Мысль, высказанная в «Пражском манифесте», звучит еще настойчивее: простой народ должен взять дело пре­образований в собственные руки.

Отход Мюнцера от учения Лютера становился все очевиднее. Идеи, разрабатываемые им, вносили в движение дух решительности и страстного нетерпения. Надвигался неизбежный разрыв с бюргерско-умеренной реформацией Лютера. В марте 1524 г. сторонники Мюнцера разрушили часовню вблизи Альштедта. Наихудшие опасения властей подтвердились: смутьяны не остановились перед применением силы. Тем временем Мюнцер объединял своих приверженцев. Он организовал чСоюз избранных» из 30 человек; месяца три спустя их насчитывалось больше 500. Среди них было немало мансфельдских горнорабочих. Заурядный Алыптедт стал независимым и грозным центром радикального понимания Реформации. Из Южной Германии приходили вести об участившихся крестьянских выступлениях. Мюнцер упорно создавал тайные союзы своих единомышленников, сознавая неминуемость столкновения.

Страницы: 1 2 3

Инвестиции в аграрную сферу в 1958 – 1980 гг.
В этот период как и в предыдущие годы, одним из приоритетных направлений аграрной политики было увеличение капитальных вложений. Инвестиции в Донецкую область за два десятилетия выросли в 2,4 раза. Это был достаточно весомый прирост, однако следует отметить, ...

 Жизнь после войны (1945-1953): ожидания и реалии, политика центра; новая волна репрессий с 1948 г.
Трудности возвращения к мирной жизни усложнялись не только наличием огромных людских и материальных потерь, которые принесла война нашей стране, но и нелегкими задачами восстановления экономики. Ведь было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, ун ...

Развитие Аргентины, Бразилии и Мексики в условиях представительной демократии. Чили после диктатуры
Середина 80-х годов для Аргентины и Бразилии - ведущих стран Южной Америки - ознаменовалась переходом от диктатуры к демократической форме правления. В Аргентине это было связано с приходом к власти 10 декабря 1983 г. конституционного правительства радикалов ...