Политические партии России
Страница 1

Материалы » Россия в начале XX века » Политические партии России

Социал-демократия воспроизвела народническую и революционную методологию в превращённой форме, а эсеровские организации были прямыми наследниками классического народничества. Народничество возникло в 60-е годы позапрошлого века и достигло кульминации в 70-е годы. Строгая дисциплина, искусная конспирация были свойственны народническим организациям «Земля и воля»(1876г.), «Народная воля», «Чёрный передел»(1878г.). Оценка столь грандиозного явления, каким было народничество, не может быть однозначным. Следующим прогрессивным моментом в деятельности народничества было стремление сделать народ субъектом преобразовательного творчества. Известные успехи были достигнуты Я.В.Стефановичем и Л. Г. Дейчем в 1877г., В.Н.Фигнер и Е.Н.Фигнер, А.И.Иванчиным - Писаревым в 1878г.

Различными тактическими средствами, пропагандой (П.Лавров), немедленным бунтом (М.Бакунин) народники пытались решить главную задачу – вовлечь в активную деятельность саму «почву», пробудить её. Классическое народничество обессмертило себя плеядой ярких человеческих фигур, ставших нашим национальным достоянием. Вместе с тем классическое народничество несёт значительную долю исторической ответственности за столь отчётливо проявившиеся в ХIХ в., а ещё более в ХХ в. «родимые пятна» преобразовательского процесса в России – элементы утопизма, волюнтаризма, терроризма.

Утопизм народнической доктрины заключался в абсолютизации архаичных форм экономической и духовной жизни народа. Однако абсолютизация, т.е. преувеличение роли старых форм, превращало здравые народнические идеи в неосуществимые утопии.

Волюнтаризм заключался в допущении навязывания воли мизерного большинства нации, её основной массе, хотя бы и во имя самой благородной цели. Непросто характеризовать и народнический терроризм. Террор действительно занимал значительное место в деятельности народников на всех этапах движения. Кульминацией стала деятельность «Народной воли», а успешное цареубийство 1 марта 1881г. стало рубежом в российской истории. «Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия». Эта фраза объясняет отношение народников к террору.

Цареубийство стало кульминацией деятельности народников и началом его политической смерти. В 90-е годы народнические организации принимают названия социалистов-революционеров. Крупнейшими из них в конце ХIХ в. были «Союз социалистов-революционеров», «Партия социалистов-революционеров» и «Рабочая партия политического освобождения России» (РППОР). «Союз социалистов-революционеров» (1896г.) во главе с А. А. Аргуновым возник в Саратове. «Союз» заявил о родстве с «Народной волей» и был сторонником индивидуального террора и начал издавать газету «Революционная Россия», которая стала главным печатным органом эсеров.

Зародыш партии социалистов-революционеров, или «Южной партии» возник в 1894г. в Киеве (И.А.Дьяконов, Н.Н.Соколов, И. П. Дидровский). Достаточно многочисленная для своего времени «Рабочая партия политического освобождения России» образовалась в Минске, ставила в качестве первоочередной задачи борьбу за политическую свободу посредством террора. Именно здесь стал известен Григорий Гершуни, «завербованный» «бабушкой» русской революции Екатериной Брешко-Брешковской. Эсеровские организации возникли в эмиграции: «Союз русских социалистов-революционеров» (в 1894г. в Берне), и «Аграрно-социалистическая лига» (в 1900г.) ( В.М.Чернов и М. Р. Гоц).

Бесспорно, ярчайшей звездой на эсеровском небосклоне был лидер и теоретик партии Виктор Михайлович Чернов (1873-1952гг.) В.М.Чернов принадлежал к той генерации, которая почти поголовно прошла через марксизм. Он испытал влияние марксизма, но никогда не считал себя его сторонником и не был им. Чернов активно участвовал в создании крестьянских организаций, первых в России. Именно он написал устав «Братства для защиты народных прав», в котором говорилось о необходимости наделения крестьян землёй за счёт помещика. Мысль Чернова пыталась схватить сложнейшую российскую действительность во всех её ипостасях. Теоретически противоречия Чернова – это отражения реальной и глубокой противоречивости самого развития России. Две группы противоречий доминируют в его теоретических и политических документах. Между ярко выраженной гуманистической направленностью и апологетикой террора, во-первых, между достаточно глубоким пониманием специфики экономического и общественного развития России – и весьма уязвимой программой социализации земли, во-вторых. Гуманизм Чернова мы видим в ярко выраженной ориентации на интересы личности. «Ценою принижения личности мы придём, в конце концов, к вырождению, а не к расцвету личности»; «Общество и личность могут и должны так размежеваться, чтобы выиграли оба»; «Творческая мощь социального целого окажется не обратно, а прямо пропорциональна развитию творческих потенций всех отдельных личностей». Чернов с первых шагов своей деятельности подчёркивал, что крестьянство не уступает рабочим в организованности, интеллекте и является «не менее социалистическим», чем пролетариат. Ведущим политическим термином эсеров был термин «трудовой класс», в который они включали рабочих, крестьян и демократическую интеллигенцию. Позднее Чернов писал о необходимости единства серпа, молота и книги. Парадокс заключался в том, что, никогда не участвуя в боевой деятельности эсеров, лидер партии обосновал необходимость и целесообразность политического террора. «Вопрос в средствах борьбы… есть непринципиальный вопрос, а вопрос удобства, вопрос обстоятельств целесообразности». «Кровь есть ужас, ведь революция – кровь. Если террор роковым образом неизбежен, значит, он целесообразен». «Террор в революции соответствует артиллерийской подготовке в бою. Террор является также средством самообороны». Одна из сторон второго противоречия составляет «изюминку» неоднародничества и может быть поставлена в заслугу Чернову. Он отмежевался от классического народничества в отношении к российскому капитализму и общине, признавал факт капитализма в России и разложение общины. «Мы не сомневались, что капитализм в России развивается, мы искали только типические национальные особенности в характере этого развития». «Быть или не быть капитализму, а как его встретить» - вот как ставился вопрос.

Страницы: 1 2

Управление и учебный процесс в средних женских училищах духовного ведомства
Управление женскими училищами духовного ведомства осуществлялось Священным Синодом, а на местах - епархиальными архиереями. Правления училищ для девиц духовного звания состояли из начальницы, благочинного, который назначался архиереем из протоиереев или свящ ...

Ценовая политика
Не последнее значение для развития колхозного производства имели изменения в ценовой политике. В частности, в течение 1953 – 1958 гг. осуществилось существенное возрастание заготовительных цен на основные виды растениеводческой продукции: на зерно – почти в ...

Революционные общественно-политические взгляды. А. Н. Радищев
Восстание Пугачева, европейская просветительская мысль, уро­ки революционной войны в Америке и революционная ситуация во Франции способствовали возникновению в русском просветительстве революционного на­правления. Этот перелом в истории русской общественной ...