Болгарский народ под властью Османской империи (ХV–ХVII вв.)
Страница 2

Материалы » Болгарские земли в Новое время » Болгарский народ под властью Османской империи (ХV–ХVII вв.)

Выполняло население и некоторые трудовые повинности: извоз, устройство и охрана дорог, строительство мостов и горных переходов. Различные категории населения обладали определенными привилегиями: например, войнуки и доганджии освобождались от обычных повинностей и налогов. Так, доганджий (начальник сокольничих), в обязанности которого входила дрессировка соколов, ястребов, орлов для военных целей, за свою службу пользовался правами свободных граждан. В целом же население Болгарии было обременено тяжелыми налогами, из которых самым унизительным и приносящим страшные бедствия была подать мальчиками, десятина с мужского поколения, набиравшаяся через каждые пять лет. Самых здоровых детей отвозили в серали и там в строгой дисциплине воспитывали из них янычар — главную военную опору султана в первые века турецкого могущества.

В болгарских городах ремесло и торговля строго регламентировались османским законодательством. Существовали ремесленные корпорации — эснафы, организованные по конфессиональному признаку. Члены эснафа составляли самоуправляющуюся общину с цеховой иерархией: мастер, подмастерье и работник. Они имели общее имущество, и власти строго регламентировали объем производства, качество товара и цены на него. Цеховые корпорации существовали отдельно для мусульман и для христиан, их права и налоги фиксировались специальными султанскими указами (фирманами). Города обычно делись на кварталы (махалы) также по конфессиональному признаку.

В ХV в. болгарские города переживали некоторый подъем в экономическом развитии. Постепенно восстанавливалась дунайская и черноморская торговля. Особенно быстрыми темпами развивалось горнорудное дело на юго-западе Болгарии.

Плодородные болгарские земли были надежным источником сельскохозяйственной продукции для огромной турецкой армии. Фактически болгарская экономика подпитывала материальные ресурсы османской экспансии в Центральную и Восточную Европу.

Османская власть не обладала разветвленным провинциальным аппаратом, и даже сбор налогов осуществлялся разными способами и с помощью разных должностных лиц и откупщиков. Главными фигурами османской администрации на местах были судьи-кади, резиденции которых располагались в городах. Кади рассматривали дела как христиан, так и мусульман, контролировали местных чиновников, издавали распоряжения и надзирали за их исполнением. В конце ХVII в. провинциальный аппарат был укреплен институтом аянов — представителей местной османской верхушки, которые набирали собственные вооруженные отряды и самостоятельно утверждали свою власть над окрестным болгарским населением.

Положение православной церкви также претерпело важные изменения. Болгарская патриархия с центром в городе Тырново была ликвидирована еще в конце ХIV в. Когда в 1453 г. султан Магомет II занял столицу Византии, которая вместе с тем была и центром восточно-римского церковного управления, греческому патриарху удалось получить от султана специальный фирман, которым не только подтверждались права патриарха по управлению собственно греческой национальной церковью, но и значительно расширялись его полномочия благодаря подчинению его церковному управлению всех народов восточно-христианского вероисповедания без различия национальности, т. е. греков, болгар, валахов, молдаван и албанцев (кроме сербов). Таким образом, греческий патриарх стал духовным главой всех угнетенных народов полуострова, сосредоточив в своих руках огромную власть по управлению церковными делами.

При Константинопольской патриархии было создано управление, куда входили остатки уцелевшей греческой аристократии. По имени одного из константинопольских кварталов — фанар, где помещалось управление, вся эта патриаршая армия получила у балканских славян нарицательное имя — фанариоты. Они имели право состоять на государственной службе и занимать высокие должности при дворе султана. Постепенно фанариоты, по профессии банкиры, торговцы, врачи, юристы, дипломаты, переводчики и другие, укрепили свои позиции в Константинополе, приобрели большой авторитет и стали полновластными хозяевами в центре и на местах. Греки-фанариоты являлись активными врагами болгарской церкви, они стремились эллинизировать местное население, искоренить славянскую литургию и уничтожить книги на болгарском языке. В городах Болгарии этого времени в широком обиходе были два языка — турецкий и греческий. Болгарский язык был слышен только в местечках, деревнях и на ярмарках. Фанариоты говорили: «Турок — это господин, ага, грек — это образованный человек, гражданин, болгарин — это пастух, невежа, варвар».

Страницы: 1 2 3

«Философ на тоне» и его окружение
Идеологи правящей группы дворянства понимали, что в новых условиях необхо­димы и новые приемы сохранения само­державно-крепостнического строя. Они отказывались от харак­терной для Щербатова апологетики крепостничества и ряди­лись в одежды последователей и уч ...

Ссылка в Горький
В январе 1980 г. А.Д. Сахаров дал интервью западным корреспонден­там о вводе советских войск в Афганистан. Высказывая свое мнение по этому вопросу, Андрей Дмитриевич сказал, что "СССР должен вывести свои войска из Афганистана; это чрезвычайно важно для ...

Большой Государственный герб 1883 года
В окончательном виде Большой герб сложился к 1883 году и оставался таковым до 1917 года. Он изображался на большой государственной печати, на тронах, балдахинах, в залах, предназначенных для собраний при Императорском Дворе и для заседаний высших присутствен ...