Мир правозащитников в 70-е годы
Страница 1

Материалы » А.Д. Сахаров - человек, ученый, политик » Мир правозащитников в 70-е годы

В 1973-1974г.г. А.Д.Сахаров продолжал свою общественную деятельность, писал статьи, обращения, давал многочисленные интервью. Так, например, в июле 1973г. он дал интервью корреспонденту шведского радио У.Стенхолъму о политических, экономических и социальных проблемах, стоящих перед нашей страной. Он отметил в этом интервью, что в советском союзе бросается в глаза чрезвычайно большая концентрация экономической, политической и идеологической власти, т.е. отсутствует разделение властей. Наше общество утверждал он самое претенциозное, т.е. претендует на то, что оно гораздо лучше других. [114] Таким образом, Андрей Дмитриевич дал в этом интервью четкую и объективную оценку положения в СССР. После передачи интервью зарубежными радиостанциями А.Д.Сахаров был вызван к замести­телю генерального прокурора СССР Малярову, который высказал ему серьезное предупреждение и посоветовал "сделать для себя выводы",[115] на что Андрей Дмитриевич ответил, что не может согласиться с тем, что он "нарушал закон".[116]

Против академика Сахарова развернулась злобная кампания в советской прессе. На него коллективно и поодиночке обрушились писатели, композиторы, рабочие, ученые, в част­ности, большая группа академиков. Нападкам в печати и раз­личным преследованиям подверглись также члены его семьи. Его жена Е. Боннэр несколько раз вызывалась на допросы в КГБ.[117]

В ответ на все это Андрей Дмитриевич дал пресс – конференцию для западных корреспондентов. Однако преследования Андрея Дмитриевича не прекращались, что подт­вердил, в частности в октябре 1973 года визит на квартиру А.Сахарова людей, представившихся членами палестинской тер­рористической организации "Черный сентябрь", угрожавших убить Сахарова и его, близких и требовавших отказа от заявления "Об октябрьской войне в Израиле".[118] Несколько ранее А.Д. Сахаров сделал ряд заявлений о проблеме Израиля и Палестины, где в жесткой форме осуждались все террористические акты палестинцев. Так же в этих заявлениях звучал призыв к мировой общественности о содействии и помощи в разрешения конфликта противоборствующих сторон.

Но академик Сахаров не отказался от своих взглядов и мужественно продолжал борь­бу. За большие заслуги в области защиты прав человека в декабре 1973г. ему была присуждена премия "Международной лиги прав человека при 00Н".[119]

В заявлении по этому поводу А.Д.Сахаров писал: "Я прини­маю эту премию с глубокой благодарностью и волнением. Я думаю в этот день о сотнях моих друзей и единомышленников, которые находятся в лагерях, тюрьмах и психбольницах и своим мужест­вом и страданием утверждают защиту прав человека как высокую цель общества . Я хотел бы верить, что присуждение советс­кому гражданину международной премии прав человека служит свидетельством того, что международное внимание к обеспечению прав человека в нашей стране будет возрастать и окажет глубокое влияние".[120] Таким образом, А.Д.Сахаров надеялся, что изменения к лучшему в СССР все-таки возможны и призывал международное сообщество способствовать этому.

Зимой 1974г. А.Д.Сахаров вместе со своей женой Е.Г.Боннэр познакомился с книгой А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Это книга для них обоих стала потрясением.[121] "Уже с первых страниц . судьба многих миллионов наших сограждан, оборотная сторона того бодрого единодушия и трудового подъема, о котором пелись песни и твердили газеты".[122]

Вскоре Андрей Дмитриевич примкнул к коллективному пись­му, требовавшему оградить Солженицына от нападок и пресле­дований, отдававшего должное "Архипелагу" и трагической судьбе его героев - заключенных.[123] Он дал также ряд интервью об "Архипелаге" и Солженицыне, где снова высказал положительное мнение как о А.И.Солженицыне, так и о его произведений. Однако, узнав о письме Солженицына "Вождям Советского Союза" Андрей Дмитриевич выступил со статьей, в которой отмечалась опасность идей национализма и изоляцио­низма. Академик подчеркивал в этой статье 3 апреля 1974г.: "Солженицын пишет, что, может быть, наша страна не дозрела до демократического строя и что авторитарный строй в условиях законности и православия был не так уж плох, раз Россия сохранила при этом строе свое национальное здоровье вплоть до XX в. Эти высказывания Солженицына чужды мне. Я считаю единственным благоприятным для любой страны демок­ратический путь развития. Существующий в России веками рабский, холопский дух, сочетающийся с презрением к инозем­цам, инородцам и иноверцам, я считаю величайшей бедой, а не национальным здоровьем. Лишь в демократических условиях может выработаться народный характер, способный к разумному существованию во все усложняющемся мире"[124]

Страницы: 1 2 3 4