Мир правозащитников в 70-е годы
Страница 1

Материалы » А.Д. Сахаров - человек, ученый, политик » Мир правозащитников в 70-е годы

В 1973-1974г.г. А.Д.Сахаров продолжал свою общественную деятельность, писал статьи, обращения, давал многочисленные интервью. Так, например, в июле 1973г. он дал интервью корреспонденту шведского радио У.Стенхолъму о политических, экономических и социальных проблемах, стоящих перед нашей страной. Он отметил в этом интервью, что в советском союзе бросается в глаза чрезвычайно большая концентрация экономической, политической и идеологической власти, т.е. отсутствует разделение властей. Наше общество утверждал он самое претенциозное, т.е. претендует на то, что оно гораздо лучше других. [114] Таким образом, Андрей Дмитриевич дал в этом интервью четкую и объективную оценку положения в СССР. После передачи интервью зарубежными радиостанциями А.Д.Сахаров был вызван к замести­телю генерального прокурора СССР Малярову, который высказал ему серьезное предупреждение и посоветовал "сделать для себя выводы",[115] на что Андрей Дмитриевич ответил, что не может согласиться с тем, что он "нарушал закон".[116]

Против академика Сахарова развернулась злобная кампания в советской прессе. На него коллективно и поодиночке обрушились писатели, композиторы, рабочие, ученые, в част­ности, большая группа академиков. Нападкам в печати и раз­личным преследованиям подверглись также члены его семьи. Его жена Е. Боннэр несколько раз вызывалась на допросы в КГБ.[117]

В ответ на все это Андрей Дмитриевич дал пресс – конференцию для западных корреспондентов. Однако преследования Андрея Дмитриевича не прекращались, что подт­вердил, в частности в октябре 1973 года визит на квартиру А.Сахарова людей, представившихся членами палестинской тер­рористической организации "Черный сентябрь", угрожавших убить Сахарова и его, близких и требовавших отказа от заявления "Об октябрьской войне в Израиле".[118] Несколько ранее А.Д. Сахаров сделал ряд заявлений о проблеме Израиля и Палестины, где в жесткой форме осуждались все террористические акты палестинцев. Так же в этих заявлениях звучал призыв к мировой общественности о содействии и помощи в разрешения конфликта противоборствующих сторон.

Но академик Сахаров не отказался от своих взглядов и мужественно продолжал борь­бу. За большие заслуги в области защиты прав человека в декабре 1973г. ему была присуждена премия "Международной лиги прав человека при 00Н".[119]

В заявлении по этому поводу А.Д.Сахаров писал: "Я прини­маю эту премию с глубокой благодарностью и волнением. Я думаю в этот день о сотнях моих друзей и единомышленников, которые находятся в лагерях, тюрьмах и психбольницах и своим мужест­вом и страданием утверждают защиту прав человека как высокую цель общества . Я хотел бы верить, что присуждение советс­кому гражданину международной премии прав человека служит свидетельством того, что международное внимание к обеспечению прав человека в нашей стране будет возрастать и окажет глубокое влияние".[120] Таким образом, А.Д.Сахаров надеялся, что изменения к лучшему в СССР все-таки возможны и призывал международное сообщество способствовать этому.

Зимой 1974г. А.Д.Сахаров вместе со своей женой Е.Г.Боннэр познакомился с книгой А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Это книга для них обоих стала потрясением.[121] "Уже с первых страниц . судьба многих миллионов наших сограждан, оборотная сторона того бодрого единодушия и трудового подъема, о котором пелись песни и твердили газеты".[122]

Вскоре Андрей Дмитриевич примкнул к коллективному пись­му, требовавшему оградить Солженицына от нападок и пресле­дований, отдававшего должное "Архипелагу" и трагической судьбе его героев - заключенных.[123] Он дал также ряд интервью об "Архипелаге" и Солженицыне, где снова высказал положительное мнение как о А.И.Солженицыне, так и о его произведений. Однако, узнав о письме Солженицына "Вождям Советского Союза" Андрей Дмитриевич выступил со статьей, в которой отмечалась опасность идей национализма и изоляцио­низма. Академик подчеркивал в этой статье 3 апреля 1974г.: "Солженицын пишет, что, может быть, наша страна не дозрела до демократического строя и что авторитарный строй в условиях законности и православия был не так уж плох, раз Россия сохранила при этом строе свое национальное здоровье вплоть до XX в. Эти высказывания Солженицына чужды мне. Я считаю единственным благоприятным для любой страны демок­ратический путь развития. Существующий в России веками рабский, холопский дух, сочетающийся с презрением к инозем­цам, инородцам и иноверцам, я считаю величайшей бедой, а не национальным здоровьем. Лишь в демократических условиях может выработаться народный характер, способный к разумному существованию во все усложняющемся мире"[124]

Страницы: 1 2 3 4

Вторая дума – доказательство невозможности политического обновления
Подчинять оппозицию и усмирять последние революционные беспорядки выпало на долю сменившему Горемыкина на посту премьер-министра П. Столыпину, министру внутренних дел в предыдущем кабинете. Борец за сохранение монархии путем ее модернизации, консерватор по в ...

Предпосылки введения христианства на Руси
Проблеме введения христианства на Руси, деятельности православного духовенства, влиянию нового вероучения на исторические судьбы славян посвящено немало научных работ. Среди них назовём работы Е.Е. Голубинского, А.Г. Кузьмина, А.В. Карташева, Н.М. Никольског ...

Взаимоотношения князя и дружины
Итак, в Повести временных лет князь неизменно выступает на фоне дружины, в обществе своих товарищей и помощников, деливших с ним и удачи, и поражения. Повесть временных лет» дает достаточно информации для решения задачи этой части нашего изложения. Многие в ...