Сегунат Муромати (1336—1573).
Страница 2

Укрепление экономического положения горожан выразилось в появлении городского самоуправления: избирались старейшины, создавалась своя городская стража.

Могущество князей находилось в прямой зависимости от эко­номического положения их владений, наличия там ремесленного производства, поэтому они всячески способствовали его развитию.

Военные губернаторы-князья проживали не только в провин­ции, но по традиции и в столице, создавая там свои резиденции, поскольку сёгун требовал их пребывания в Киото.

Находясь в столице, военные губернаторы-князья имели возмож­ность установить контакты с торгово-ростовщическим капиталом и тем самым получить дополнительный источник дохода, они могли пользоваться услугами торговцев и в заморской торговле и, наконец, участвовать в культурной жизни столицы: сёгунский дворец в период Муромати являлся культурным центром того вре­мени. Проживание военных губернаторов в Киото не было юриди­чески узаконено, но это была строго соблюдавшаяся традиция, установленная в начале XV в. Возвращение в провинцию без согласия сегуна расценивалось как неповиновение и приравнива­лось к измене[13, с. 25].

Воспользовавшись длительным отсутствием военных губерна­торов, в провинциях активизировались их вассалы, местные феода­лы, именуемые «провинциалами»(см. Приложение 1.). Они состояли из осевших на землю самураев — «земельных богатеев», а также младших сыновей больших феодальных домов. «Провинциалы» объединялись со своими соседями в лиги и вели борьбу с князьями за землю, крестьян, за свои феодальные права.

Из «провинциалов» сёгун формировал свои воинские подразде­ления гвардейского типа «служилого казенного народа» в качестве противовеса княжеской военной силе, но они были немногочислен­ны, их общее число не превышало 350 человек.

Верховными правителями в масштабе всей страны являлись сегуны из дома Асикага, которые в это время находились в зените своей власти. Асикага не владели большими земельными угодьями.

Сегунат был заинтересован во внешней торговле, которая дава­ла «значительные доходы. В 1434 г. с Китаем заключается торговый договор, действовавший до 1547 г. Договор предусматривал посылку один раз в 10 лет торговой миссии под видом поднесения дани.

Хотя внешняя торговля с Китаем осуществлялась в форме дани, она приносила большую прибыль и между феодалами шла ожесточенная борьба за установление своего контроля над ней.

Административные органы сёгуната в принципе основывались на предыдущей административной системе камакурского сёгуната.

Об усилившемся влиянии заместителя сегуна и военных губер­наторов свидетельствуют события 1434 г., когда шестой сёгун Ёсинори намеревался разгромить монастырь на горе Хиэй, но его заместитель и военные губернаторы воспротивились этому. Для ослабления оппозиции сёгун стал натравливать князей друг на друга и даже казнил некоторых из них. Он сам лишал прав закон­ного наследника и предоставлял жалованные грамоты другим членам семьи [12, с. 78].

Ослабление сёгуната стимулировало рост междоусобной борьбы феодалов, и отсюда возникло наименование заключительного 100-летнего периода сёгуната Муромати — «Эпоха воюющих провин­ций» (1467—1573), начало которой ознаменовалось войнами го­дов Онин (1467—1477).

Страницы: 1 2 3 4

Присоединение Сибири к Российскому государству. Историческая оценка и значение
Введение Сибирью называют часть Азии площадью примерно в 10 миллионов километров, простирающуюся от Урала до горных хребтов Охотского побережья, от Северного ледовитого океана до казахстанских и монгольских степей. Однако в XVII веке «сибирскими» считались е ...

Критика общественного и государственного строя России.
Социально-политическая программа. Русские просветители второй половины XVIII века критически относились к существовавшему общественному и государственному строю России. Анализируя литературное наследие русских просветителей, следует помнить о тех тяжелых це ...

Ограниченность механизмов адаптации: мобилизация и децентрализация
По мере достижения зрелости в советской системе развивались тенденции к скрытой децентрализации, противодействующие сохранению мобилизационного характера экономики. Формально система жесткой централизации почти не менялась. Сохранялись такие ее основополагаю ...