Политические партии в революции, их стратегия и тактика
Страница 1

Политические партии.

Представители интеллигенции стали той социальной базой на основе которой в конце XIX – начале XX века формировались радикальные политические партии: социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы. К 1903 году оформилась Российская Социал-демократическая Партия (РСДРП). Партия социалистов-революционеров (эсеров) сложилась в 1902г.

В 1905г. создана партия кадетов. Либеральное движение в рядах государственной демократии было малочисленным, а либерализм чиновников умеренным. Но либералы были ближе к реальности, чем самые яркие теоретики из интеллигенции. В основе их платформы – реформы. Они были против создания партийно-политической системы, считая, что партии никогда не смогут подняться над узкопартийными интересами. Изменения может принести только «просвещенная государственная бюрократия, опираясь на которую царь должен вести общество вперед… Наиболее яркой фигурой среди либералов государственников был С.Ю. Витте*. Он не уставал в спорах с охранителями «почвы» обличить общину как тормоз: сдерживает предприимчивость, инициативу, поощряет серость (через уравнительные принципы) лень и т. п. Он пропагандировал принцип частной собственности. Часто звучали слова Артура Юнга: «Дайте человеку в собственность голую скалу, и он превратит ее в цветущий сад».

В относительно короткий исторический срок в России сформировался развитый партийный спектр, отражавший многообразие социально-политических интересов.

Преобладали политические образования выступавшие против западных ценностей: консерваторы, неонародники, социал-демократы, анархисты. Отсюда видно что западный выбор не имел массовой базы, мог быть привнесен только «сверху» путем реформ. Наиболее массовыми были партии и организации защищавшие ценности «почвы» (русский народ).

Партийно-политическая система это важный элемент гражданского общества. Она возникла на базе быстрого развития в России западного уклада, расширения демократии, появления парламентаризма. Однако в целом общественная система, государственная власть оставались деспотичными, трудно поддавались изменениям.

Отсюда широкое применение политическими партиями и организациями насилия в борьбе за изменение общества – «черный» (консервативный) и «красный» (революционный) террор.

Водораздел в политике проходил по линии: «за демократию или против». В советской исторической литературе этот водораздел было принято определять иначе, по принципу: «за монархию или против». Однако это не отражало действительного содержания настроений того периода, и для общества была важна степень демократизма, а не форма государства. Среди демократов преобладали социалистические идеалы, причем толкуемые по-разному.

За переход к социализму выступали эсер, эсдеки (социал-демократы), анархисты. Социалистическими идеями увлекалась на стадии становления движения и значительная часть либералов. Туган-Барановский писал в 1910 г.: Русский интеллигент, если он вообще не чужд общественных интересов, обычно более или менее сочувствует, а иногда фанатически привержен социализму».

Это настолько бросается в глаза, что почти не требует доказательств*. Интеллигенция искала общественный идеал, по образцу которого можно было бы модернизировать Россию. Европа начала XX в. таким идеалом стать не могла. Индустриальный капитализм выглядел малопривлекательным: тяжелый труд на фабриках, нищета, социальные контрасты. Поэтому искали альтернативу. Им стал социализм.

Довлели исторические традиции, веками складывающаяся система ценностей: отсутствие развитой частной собственности на землю, коллективизм, уравнительность. Россия как бы объединялась с Европой, входила в ее сообщество и одновременно оставалась сама собой. В Средней Азии, на востоке империи, идея социализма не имела социальной базы (в мусульманских районах политические партии стали появляться только в 1913 г. и были исламскими). В ходе революции появились первые ростки общественной организации, которая выражала стремление масс – Советы. Они были порождены инициативой снизу и воплощали мечту масс о российской форме демократии.

Одним из основных вопросов любой революции является вопрос о власти. По отношению к нему различные общественно-политические силы России объединились в три лагеря.

Первый лагерь составляли сторонники самодержавия. Они либо вообще не признавали изменений, либо соглашались на существование законосовещательного органа при самодержце. Это прежде всего реакционные помещики, высшие чины государственных органов, армии, полиции, часть буржуазии, непосредственно связанная с царизмом, многие земские деятели.

Страницы: 1 2 3 4 5

Взаимодействие автохтонных и привнесенных
Изучение конкисты в Латинской Америке со всей очевидностью показывает, что ее общественно-исторические последствия оказались весьма многообразными, а дальнейшая эволюция получила разную направленность. Отчего это зависело? Раньше всего от принципиально разли ...

Система землепользования и обострение аграрного вопроса. Последствия столыпинских аграрных реформ.
Обострение аграрного вопроса в Казахстане в начале XX века достигло своего апогея. К этому привели прежняя переселенческая политика империи и последующие постановления, направленные на изъятие земель у местного населения. К аграрной реформе, проводимой на те ...

Возникновение и развитие христианства
Христианство - мировая монотеистическая авраамическая религия. Возникла в первом веке нашей эры в Палестине в среде иудеев. Название «Христианство» происходит от греческого слова «христос», что означает «помазанник». Христом называется Иисус, живший в первом ...