ЗаключениеСтраница 1
Республика Башкортостан является одним из крупнейших регионов Российской Федерации. Располагая значительными природными запасами нефти и мощной нефтеперерабатывающей промышленностью, она уже не один год числится одним из немногих «доноров» российского бюджета. После прихода к власти в республике Муртазы Губайдулловича Рахимова в Башкортостане сложился один из самых авторитарных региональных режимов в России, который, в отличие, скажем, от экстравагантного стиля правления Кирсана Илюмжинова в Калмыкии или этнических столкновений на Северном Кавказе, отличается высокой политической стабильностью. В июне 1998 г. в ходе прошедших с правовыми нарушениями выборов Рахимов был вновь переизбран Президентом Башкортостана. Хотя Верховный Суд Российской Федерации вскоре признал незаконным исключение двух других кандидатов в Президенты из избирательного списка, это не привело, однако, к перевыборам или отстранению Рахимова от должности. При Рахимове Башкортостан завоевал себе в Российской Федерации такой статус, который позволяет республиканскому руководству проводить свой курс без оглядки на Москву. В то же время Рахимов сумел стать одним из влиятельнейших политиков в России и тем самым еще больше упрочнить свою власть.
Башкортостан – один из ключевых регионов России, расположенный в центре Федерации. Республика в самом прямом смысле отвечает понятиям «этничность» и «поликонсерватизм». Большинство населения, однако, являются мусульманами. В Башкортостане имел место тот же самый процесс возрождения ислама, который после распада ССР происходил в других частях мусульманского общества. Отличие состоит в том, что здесь практически не наблюдалось вспышек религиозного экстремизма. Они гасились прежде всего благодаря высокому уровню толерантности башкортостанского общества, а так же тем, что потенциальные очаги радикализма отслеживались администрацией. Разумеется, не все обстояло гладко. Но, тем не менее, общими усилиями стабильность как внутри, так и в межконфессиональных отношениях сохраняется до сих пор.
[1] В отличие от областей и краев, парламенты автономных и союзных республик (а также главный законодательный орган страны) назывались Верховными Советами, что подчеркивало наличие у них собственной «государственности».
[2] Одной из главных причин поспешности в получении большей независимости являлось то, что башкирская промышленность в силу ее так называемого «стратегического» значения для советской экономики (оборона и топливо) на 97 % подчинялась напрямую союзным и российским министерствам. В то время как в СССР на основе закона о кооперации (1988 г.) ловкие директора заводов и их люди во властных структурах начали постепенную приватизацию «народной собственности», хозяйственная элита Башкортостана была лишена этой возможности.
[3] Кто есть кто в Республике Башкортостан (По состоянию на 1 августа 1995 г.). Уфа, 1995. Вып. 1. С.5.
[4] О Рахимове-политике см.: Рабинович И., Фуфаев С. Хозяин (Штрихи к политическому портрету Муртазы Рахимова) // Pro et contra. 1997. N 2.
[5] Декларация о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики // Башкортостан: Выбор пути. Интервью, выступления, стенограммы, документы. Уфа, 1995. С.108-110.
[6] Конституция Республики Башкортостан. Принята Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года. Уфа, 1995.
[7] Закон Республики Башкортостан «О Государственном Собрании Республики Башкортостан». Принят Верховным Советом Республики Башкортостан 2 марта 1994 года. Уфа, 1994.
[8] Данные, приводимые здесь и далее о составе обеих палат Госсобрания РБ приводятся на основе результатов социологического анализа, проведенного по поручению высшего законодательного органа республики и любезно предоставленного мне для ознакомления.
[9] Коммерсантъ. 1999. 16 марта. С.3.
[10] Хабибуллин А. Указ. соч.
[11] Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г. (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 33. Ст. 3406). См. по этому поводу решение Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. (Российская газета. 1998. 6 мая).
[12] Некоторые наблюдатели вдобавок к этому полагали, что перенос срока выборов на выходной день в летний период приведет к невысокой явке на избирательные участки городского населения, так как в это время года многие горожане проводят дни за городом. По разному в российской прессе трактуется и тот факт, что в декабре 1998 г. Рахимов превзошел возраст 65 лет, максимально допустимый для кандидата на пост Президента РБ: Шевчук Б.В. Выборы в Башкортостане: Рахимов начинает и выигрывает // Время и деньги (г. Казань). 1998. 18 июня. Судя по опубликованным в печати биографическим данным, Рахимов родился 7 февраля 1934 г., и поэтому на момент выборов, если бы они состоялись в декабре 1998 г., ему не было бы еще 65 лет.
Формы колониальной эксплуатации
Во главу угла всей колониальной политики испанской короны было поставлено нещадное ограбление коренного населения колоний. Именно высокоразвитые земледельческие народы древней зоны цивилизаций, вошедших в состав вице-королевств Новая Испания и Перу, приняли ...
Местное управление при Павле I
Прежде чем перейти к рассмотрению состояния местного управление в этот период, мы рассмотрим новое территориально-административное деление, предпринятое императором. Характерные черты губернской реформы 1775 года заключались в следующем: 1. более мелком адми ...
РСДРП
Боевая техническая группа при ЦК РСДРП (б), которую возглавлял Л. Б. Красин. была центральной боевой организацией большевиков. Группа осуществляла массовые поставки оружия в Россию, руководила созданием, тренировкой и вооружением боевых дружин, участвовавших ...