Заключение
Страница 1

Республика Башкортостан является одним из крупнейших регионов Российской Федерации. Располагая значительными природными запасами нефти и мощной нефтеперерабатывающей промышленностью, она уже не один год числится одним из немногих «доноров» российского бюджета. После прихода к власти в республике Муртазы Губайдулловича Рахимова в Башкортостане сложился один из самых авторитарных региональных режимов в России, который, в отличие, скажем, от экстравагантного стиля правления Кирсана Илюмжинова в Калмыкии или этнических столкновений на Северном Кавказе, отличается высокой политической стабильностью. В июне 1998 г. в ходе прошедших с правовыми нарушениями выборов Рахимов был вновь переизбран Президентом Башкортостана. Хотя Верховный Суд Российской Федерации вскоре признал незаконным исключение двух других кандидатов в Президенты из избирательного списка, это не привело, однако, к перевыборам или отстранению Рахимова от должности. При Рахимове Башкортостан завоевал себе в Российской Федерации такой статус, который позволяет республиканскому руководству проводить свой курс без оглядки на Москву. В то же время Рахимов сумел стать одним из влиятельнейших политиков в России и тем самым еще больше упрочнить свою власть.

Башкортостан – один из ключевых регионов России, расположенный в центре Федерации. Республика в самом прямом смысле отвечает понятиям «этничность» и «поликонсерватизм». Большинство населения, однако, являются мусульманами. В Башкортостане имел место тот же самый процесс возрождения ислама, который после распада ССР происходил в других частях мусульманского общества. Отличие состоит в том, что здесь практически не наблюдалось вспышек религиозного экстремизма. Они гасились прежде всего благодаря высокому уровню толерантности башкортостанского общества, а так же тем, что потенциальные очаги радикализма отслеживались администрацией. Разумеется, не все обстояло гладко. Но, тем не менее, общими усилиями стабильность как внутри, так и в межконфессиональных отношениях сохраняется до сих пор.

[1] В отличие от областей и краев, парламенты автономных и союзных республик (а также главный законодательный орган страны) назывались Верховными Советами, что подчеркивало наличие у них собственной «государственности».

[2] Одной из главных причин поспешности в получении большей независимости являлось то, что башкирская промышленность в силу ее так называемого «стратегического» значения для советской экономики (оборона и топливо) на 97 % подчинялась напрямую союзным и российским министерствам. В то время как в СССР на основе закона о кооперации (1988 г.) ловкие директора заводов и их люди во властных структурах начали постепенную приватизацию «народной собственности», хозяйственная элита Башкортостана была лишена этой возможности.

[3] Кто есть кто в Республике Башкортостан (По состоянию на 1 августа 1995 г.). Уфа, 1995. Вып. 1. С.5.

[4] О Рахимове-политике см.: Рабинович И., Фуфаев С. Хозяин (Штрихи к политическому портрету Муртазы Рахимова) // Pro et contra. 1997. N 2.

[5] Декларация о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики // Башкортостан: Выбор пути. Интервью, выступления, стенограммы, документы. Уфа, 1995. С.108-110.

[6] Конституция Республики Башкортостан. Принята Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года. Уфа, 1995.

[7] Закон Республики Башкортостан «О Государственном Собрании Республики Башкортостан». Принят Верховным Советом Республики Башкортостан 2 марта 1994 года. Уфа, 1994.

[8] Данные, приводимые здесь и далее о составе обеих палат Госсобрания РБ приводятся на основе результатов социологического анализа, проведенного по поручению высшего законодательного органа республики и любезно предоставленного мне для ознакомления.

[9] Коммерсантъ. 1999. 16 марта. С.3.

[10] Хабибуллин А. Указ. соч.

[11] Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г. (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 33. Ст. 3406). См. по этому поводу решение Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. (Российская газета. 1998. 6 мая).

[12] Некоторые наблюдатели вдобавок к этому полагали, что перенос срока выборов на выходной день в летний период приведет к невысокой явке на избирательные участки городского населения, так как в это время года многие горожане проводят дни за городом. По разному в российской прессе трактуется и тот факт, что в декабре 1998 г. Рахимов превзошел возраст 65 лет, максимально допустимый для кандидата на пост Президента РБ: Шевчук Б.В. Выборы в Башкортостане: Рахимов начинает и выигрывает // Время и деньги (г. Казань). 1998. 18 июня. Судя по опубликованным в печати биографическим данным, Рахимов родился 7 февраля 1934 г., и поэтому на момент выборов, если бы они состоялись в декабре 1998 г., ему не было бы еще 65 лет.

Страницы: 1 2

Социально-политическая обстановка
Обращаясь к политическим воззрениям Ксенофонта необходимо в общих чертах обрисовать ту социально-политическую обстановку, которая способствовала их формированию. V в. до н.э. является периодом наивысшего расцвета для Афинского государства, который закончилс ...

Структурные и институциональные преобразования в государствах-участниках СНГ после распада СССР. Структура производства в союзных республиках в конце 80-х гг.
Планомерное развитие экономики СССР как единого народно-хозяйственного комплекса привело к высокой степени экономической интеграции. Этот комплекс включал экономику всех республик страны и был основан на глубоком разделении труда в общественном производстве. ...

Вторжение в Среднюю Азию. 
Летом 1219 г. около 100 тыс. татаро-монголов во главе с Чингисханом вторглись в Среднюю Азию. В то время там существовало Хорезмское государство во главе с ханом Мухаммедом. Это был процветающий край с развитым земледелием, ремеслами, лежащий на пересечении ...