Страны Азии и Латинской Америки в межвоенный период
Страница 3

Лишившись многочисленных владений (по сути дела, колоний) времен империи, Турция сохранила свое национальное этническое ядро, что способствовало сплочению нации в процессе возрождения страны. Ататюрк отделил мусульманскую церковь от государства, запретил многоженство, ввел светское образование, а в 1930 г. предпринял потрясший европейцев (не говоря уже о мусульманском мире) шаг — предоставил женщинам право голоса. Эти меры сопровождались бурным развитием национальной промышленности, строительством многочисленных предприятий. Успешная модернизация Турции, равно как и Японии, стала примером для других стран Востока.

В то же время режим Ататюрка при внешней демократичности содержал в себе элементы тоталитаризма. Когда, например, в 1922 г. турки выбили греческие войска из области Смирны (Измира), местное греческое население было зверски истреблено по приказу Ататюрка. После этого из Турции вынуждено было бежать около миллиона живших там греков (на младотурках, кстати, лежит ответственность и за уничтожение 1,5 млн армян в годы первой мировой войны).

Латинская Америка.

Модернизация затронула и страны Латиноамериканского региона. После окончания мировой войны традиционные товары Латинской Америки (в основном продовольственные) пользовались на мировом рынке все большим спросом, цены на них постоянно росли, что позволяло вкладывать в развитие местной промышленности дополнительные капиталы. В ряде стран региона (Аргентине, Мексике, Уругвае, Бразилии, Чили) переход к современным технологиям проходил без особых сложностей. В этих странах постепенно осуществлялись и либеральные реформы системы управления, распространявшиеся и на сферу экономики.

Зависимость Латиноамериканского региона от США по-прежнему сохранялась. К 1929 г. объем капиталовложений США в экономику Латинской Америки вырос в 4,5 раза в сравнении с 1913 г. Но эта зависимость уже не была примитивным выкачиванием соков из региона. Ведущие страны Латинской Америки могли использовать новейшие североамериканские и европейские технологии, развитие их экономики в значительной мере зависело от динамики процессов, происходивших в США. И если в 1929 г. это привело к экономическому кризису, то с началом «нового курса» Ф. Рузвельта постепенно ожила и латиноамериканская экономика.

В то же время наряду с конституционными демократическими правительствами в странах региона возникали и диктаторские режимы тоталитарного типа. Порой в одной и той же стране демократия и тоталитарная диктатура не раз сменяли друг друга. Это было связано с неразвитостью демократических институтов (в сравнении с США и ведущими государствами Европы), наличием десятков миллионов неграмотного и малообразованного населения, традиционно сильной ролью армии в этом регионе — практически все латиноамериканские диктаторы были представителями военных. Тем не менее даже диктаторские режимы, подавляя демократические свободы, не являлись препятствием для продолжения модернизации в сфере экономики, напротив, нередко способствовали этому процессу, активизировали его.

Страницы: 1 2 3 

Учебно-воспитательный процесс
Согласно утвержденному 9 января 1862 года уставу учебный курс женских гимназий был рассчитан на семь классов. 31-го мая 1874г. были изданы программы и правила для женских гимназий Министерства народного просвещения. В 1879 году была утверждена единая и обяза ...

Закономерности интеграции Северного Кавказа в государственное пространство России (до окончания Кавказской Войны)
Первоначально данную главу предполагалось назвать «Циклы истории России и кавказские войны (до 1917 года)». Не отказываясь от тезиса о том, что сила оружия всё же сыграла немаловажную роль во включении Северного Кавказа в состав российского государства, огов ...

Экономический курс И. Сталина
С конца 1920-х началось постепенное свёртывание НЭПа и формирование экономической системы, основанной на иных принципах и методах управления. Основные черты новой системы, базирующиеся на командных методах и марксистской теории, проявлялись в отрицании рынк ...