Крестьянское хозяйство и землепользование
Страница 2

Таким образом, земельные общества располагали достаточно широким кругом полномочий, чтобы обеспечить соответствующее интересам и представлениям крестьянских масс решения вопросов землепользования и поземельных отношений, содействовать развитию сельскохозяйственного производства.

До начала сплошной коллективизации, как и накануне Великой Октябрьской революции, наиболее массовой формой крестьянского землепользования была общинная. Распространенность общинной формы землепользования в начале нэпа можно охарактеризовать данными частичного земельного обследования ЦСУ, проведенного в 1922г., которое показало, что общинное землепользование занимало тогда абсолютно преобладающее место, причем в основных земледельческих районах страны в общинном пользовании находилось около 98-99% всех крестьянских земель, в сравнении с Северо-Западном районом до 65-75%.

Размеры надела каждого общинника не были закреплены навечно. Они периодически изменялись в целях уравнительного распределения земли между членами общества. Земля распределялась между всеми дворами общества на одинаковых основаниях: в зависимости от количества разверсточных единиц, приходившихся на двор ( основные виды разверстки – по едокам и работникам). Усадьбы фактически не переделялись, различия в их размерах должны были компенсироваться при переделах пашни. При распределении земли община прежде всего заботилась о том, чтобы ее член получал одинаковую по качеству и по распоряжению долю. Последнее слово в распределении реальных земельных участков между дворами принадлежало, как правило, жеребьевке.

Советское государство в практической деятельности по регулированию поземельных отношений постепенно внедряло классовые принципы в распределении земли внутри общин. Особая коллегия высшего контроля по земельным спорам уже в 1924 г. Формулирует требование первоочередного наделения землей бедноты и предоставления ей земельных участков, лучших по качеству и по распоряжению.

Результатом общинной системы распределения земли были мелкополосица и чересполосица, недостатки которых проявлялись повсеместно, однако их характер и степень влияния на развитие сельского хозяйства в разных районах страны были неодинаковыми. В зависимости от природных условий изменялись и формы и размеры селений, а также расположение и конфигурация земельных наделов. На севере-востоке, севере, северо-западе и западе разбросанность угодий и мелких деревень среди болот лесов порождала межселенную чересполосицу и дальноземелье. Размер земельных полос в крестьянских хозяйствах зависел в первую очередь от числа душ в семье, а известно, что многосемейность возрастала вместе с зажиточностью, что в условиях товарного производства семейная кооперация становилась основой для роста кооперации. Недостатки системы землепользования прямо и непосредственно сказывались на имущественном и социальном положении крестьянина. Хозяйство с наделом в 6 дес. Земли в мелком селении было близко к середняцкому, в многодворных же общинах оно опускалось в ряды бедноты.

Чересполосица, являвшаяся наиболее распространенным пороком общинного порядка землепользования была одним из крупнейших препятствий развитию сельского хозяйства, серьезной преградой на пути материального и культурного благосостояния трудящихся масс деревни.

Страницы: 1 2 3 4 5

1996 Питер К. Догерти (1940) и Рольф М. Цинкернагель (1944)
Формулировка нобелевского комитета: «за открытия, касающиеся специфичности клеточно-опосредованной иммунной защиты». Цинкернагель и Догерти в опытах на мышах изучали, как иммунная система и особенно Т-лимфоциты, защищают организм от проникших в него вирусо ...

Развитие исторической науки в России.
История России как наука имеет свою историю, и ее надо знать. Если история как наука представляет собой систематическое изображение развития обществ во времени, то возникает естественный вопрос: когда русская история стала наукой. Оказывается, не так и давно ...

Масонство
Своеобразной формой идеологического наступления реакции было масонство, возникшее как антипод рационализму века Просвещения: разуму противопо­ставлялась мистика, материалистическому пониманию законов природы — алхимия и кабалистические толкования. Масонство ...